«Проигравший» учебник: А. И. Немировский и преподавание истории Древнего мира в советской школе

  • Сергей Борисович Крих Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, пр. Мира, 55а, 644077, г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8220-9956

Аннотация

Рассказывается об учебнике по истории Древнего мира, написанном А. И. Немировским в начале 1960‑х гг. Благодаря тому что сохранилась авторская рукопись, возможен сравнительный анализ начального текста и того текста, что в 1962 г. вышел в виде учебника для вечерних школ. Его сопоставление с учебником для школ, изданным в то же время Ф. П. Коровкиным, показывает, что степень унификации нарратива в советской историографии была велика, особенно в сфере преподавания истории, а отдельные оригинальные моменты, принадлежащие перу А. И. Немировского, были почти полностью нивелированы при редакторской правке

Биография автора

Сергей Борисович Крих, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, пр. Мира, 55а, 644077, г. Омск, Россия

доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры всеобщей истории исторического факультета

Литература

  1. Malyugin OI. [From the Bolshevist’ Ilovaisky to a textbook without authors: from the history of the creation of a school textbook on Ancient history in the 1930s]. Scripta antiqua. Voprosy drevnei istorii, filologii, iskusstva i material’noi kul’tury. 2017;6:406–420. Russian.
  2. Krikh SB. A textbook and its author: the pre-revolutionary Russian tradition and Soviet innovations in Nikolay M. Nikolsky’s work. Quaestio Rossica. 2019;7(4):1299–1308. DOI: 10.15826/qr.2019.4.439.
  3. Zak BD. O rabote s uchebnikom istorii drevnego mira [On working with a textbook on the history of the Ancient world]. Murmansk: [s. n.]; 1940. 24 p. (To help to the history teacher). Russian.
  4. Khmelev AN. Uroki istorii v V klasse. Sovety molodomu uchitelyu [History lessons in the 5th grade. Advice for a young teacher]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1953. 84 p. Russian.
  5. Korotkikh LM, Pryakhin AD. [A. I. Nemirovsky and the study of Antiquity at Voronezh State University]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Politologiya, Sotsiologiya. 2007;1:147–151. Russian.
  6. Karpyuk SG. [Awakening the community of Soviet historians of Antiquity: «Vestnik drevnei istorii» and the author– reader conferences in the 1950–60s]. In: Gabelko OL, Makhlayuk AV, Sinitsyn AA, editors. ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Issledovaniya po antichnoi istorii i kul’ture. Sbornik, posvyashchennyi yubileyu Igorya Evgen’evicha Surikova [ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Studies in Ancient history and culture. Collection dedicated to the anniversary of Igor Surikov]. Saint Petersburg: Izdatel’stvo RKhGA; 2018. с. 354–357. Russian.
  7. Nemirovskii AI. Istoriya drevnego mira. Uchebnoe posobie dlya vechernikh (smennykh) shkol. 5-i klass [Ancient world history. Study guide for evening (shift) schools. 5th grade]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1962. 192 p. Russian.
  8. Nemirovskii AI. Istoriya drevnego mira. Uchebnoe posobie dlya vechernikh (smennykh) shkol. 5-i klass [Ancient world history. Study guide for evening (shift) schools. 5th grade]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1963. 192 p. Russian.
  9. Nemirovskii AI. «Ancient world history» for evening (shift) schools. Prepodavanie istorii v shkole. 1963;3:80–86. Russian.
  10. Struve VV. Gosudarstvo Lagash. Bor’ba za rasshirenie grazhdanskogo prava v Lagashe XXV–XXIV vv. do n. e. [Lagash State. The struggle for the expansion of civil rights in Lagash in 25th–24th centuries BC]. Moscow: Izdatel’stvo vostochnoi literatury; 1961. 104 p. Russian.
  11. Kovalev SI. Istoriya drevnego mira. Uchebnik dlya 5–6-kh klassov srednei shkoly [Ancient world history. Textbook for middle school grades 5–6]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1954. 176 p. Russian.
  12. Il’in-Tomich AA. [Social revolution in Egypt in the works of V. V. Struve]. Journal of Dmitry Pozharsky University. 2016;2(4):35–47. Russian.
  13. Lentsman YaA. Rabstvo v mikenskoi i gomerovskoi Gretsi [Slavery in Mycenaean and Dark Ages Greece]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR; 1963. 306 p. Russian.
  14. Korovkin FP. Istoriya drevnego mira. Uchebnik dlya 5-go klassa [Ancient world history. 5th grade textbook]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1962. 240 p. Russian.
  15. Mishulin AV, editor. Istoriya drevnego mira. Uchebnik dlya 5–6-kh klassov srednei shkoly [Ancient world history. Textbook for middle school grades 5–6]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Narkomprosa RSFSR; 1940. 240 p. Russian.
  16. Korovkin FP. Istoriya drevnego mira. Uchebnik dlya 5–6-kh klassov srednei shkoly [Ancient world history. Textbook for middle school grades 5–6]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR; 1954. 184 p. Russian.
  17. Nemirovskii AI. Istoriya rannego Rima i Italii. Vozniknovenie klassovogo obshchestva i gosudarstva [The History of Early Rome and Italy. The Genesis of Class society and the State]. Voronezh: Izdatel’stvo Voronezhskogo universiteta; 1962. 303 p. Russian.
  18. Nemirovskii AI, Kharsekin AI. Etruski: vvedenie v etruskologiyu [Etruscans: an introduction to etruscology]. Voronezh: Izdatel’stvo Voronezhskogo universiteta; 1969. 192 p. Russian.
  19. Krikh SB. [Spartak in quotations of classics on the pages of Soviet textbooks]. In: Prudnikov PV, editor. Omskie nauchnye chteniya – 2019. Materialy Tret’ei Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii; 2–6 dekabrya 2019 g.; Omsk, Rossiya [Omsk Scientific Readings – 2019. Proceedings of the Third All-Russian scientific conference; 2019 December 2–6; Omsk, Russia]. Omsk: Dostoevsky Omsk State University; 2019. p. 262–264. Russian.
Опубликован
2022-05-10
Ключевые слова: история древнего мира, советские учебники, преподавание истории в школе
Поддерживающие организации Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-00519 «Разнообразие под видом единства: советский исторический нарратив 1960–80 х гг. (пример истории древности)»).
Как цитировать
Крих С. Б. «Проигравший» учебник: А. И. Немировский и преподавание истории Древнего мира в советской школе // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2022. 2. СС. 51-59.