Этнографический туризм в Беларуси: проблемы развития

  • Ирина Владимировна Олюнина Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается современный этап развития этнографического туризма в Беларуси. Анализируются результаты анкетирования и интервьюирования представителей туристической индустрии Беларуси. Выявляются проблемы организации туристического обслуживания, а также возможные пути их решения. Отмечается, что на современном этапе развития туристической индустрии Беларуси актуальной задачей является формирование регионального этнографического туристического продукта. Его реализация представляется наиболее оптимальной на специализированных объектах, например в этнографических и краеведческих музеях и комплексах, агроэкоусадьбах, домах ремесел. Базовыми компонентами этнографического тура выступают гастрономический, событийный и интерактивный. Важнейшая роль в построении и продвижении этнографического туристического продукта принадлежит экскурсоводам. Совершенствование содержания экскурсий с применением современных технологий и участие туристов в народных праздниках и обрядах, их обучение традиционным ремеслам и промыслам, а также дегустация блюд и напитков национальной кухни становятся необходимыми компонентами этнографического тура. Делается вывод о том, что в условиях возрастающей эмоциональной ценности путешествия приоритет в развитии этнографического туризма должен отдаваться построению региональных стратегий и дифференциации безопасного и инклюзивного этнографического туристического продукта для всех категорий туристов.

Биография автора

Ирина Владимировна Олюнина, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета

Литература

  1. Gaidukevich LM, Mozgovaya OS, Kucherova Ya. Regional’noe planirovanie razvitiya turizma [Regional tourism development planning]. Minsk: Belarus State Economic University; 2010. 286 p. Russian.
  2. Gaidukevich LM, Reshetnikov DG, Khukhlyndina LM, Borovko MV, Klitsunova VA, Borisenko NM. Kul’turno-istoricheskoe i prirodnoe nasledie Belarusi: teoriya i praktika ispol’zovaniya v turizme [Cultural, historical and natural heritage of Belarus: theory and practice of use in tourism]. Minsk: Chetyre chetverti; 2013. 348 p. Russian.
  3. Vjarcinskaja TS, Kashtieljan IS, Pahomenka AM, Pcholkina OS, Hansjen I, Shpakowskaja NG, et al. [History and culture in rural development]. Malinina MM, editor. Minsk: Prapilei; 2014. 200 p. Belarusian, Russian.
  4. Klitsunova VA. Interpretatsiya naslediya v turizme. Novye podkhody v epokhu ekonomiki vpechatlenii [Interpretation of heritage in tourism. New approaches in the era of the experience economy]. 2nd edition. Minsk: Chetyre chetverti; 2021. 220 p. Russian.
  5. Lokotko AI. Marshruty belorusskogo turizma: istoriko-kul’turnye landshafty Belarusi [Routes of Belarusian tourism: historical and cultural landscapes of Belarus]. Minsk: Belaruskaja navuka; 2018. 319 p. Russian.
  6. Novogrodskii TA, Olunina IV, editors. Sovremennaya turisticheskaya industriya: aktual’nye problemy i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 24–25 maya 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Modern tourism industry: current problems and development prospects: materials of the International scientific and practical conference; 2018 May 24–25; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2018. 162 p. Russian.
  7. Gaidukevich LM, Davydenko LN, Reshetnikova AN, editors. Sovremennye tendentsii razvitiya mezhdunarodnogo turizma v mire i Respublike Belarus’ v usloviyakh globalizatsii: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letiyu osnovaniya kafedry mezhdunarodnogo turizma fakul’teta mezhdunarodnykh otnoshenii Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta; 12 oktyabrya 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Current trends in the development of international tourism in the world and the Republic of Belarus in the context of globalisation: materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the founding of the department of international tourism of the faculty of international relations of the Belarusian State University; 2018 October 12; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2018. 291 p. Russian.
  8. Tarasionak AI. The effects of ecotourism destinations’ strategic planning (case of Brest and Grodno regions). Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 5: Economics. Sociology. Biology. 2016;1:77–83. Russian.
  9. Tarasionak AI, Dedok VM, Maleronok VM. [Elements of the new economy in the field of tourism: clusters and information technologies]. Novaya ekonomika. 2020;75(1):212–219. Russian.
  10. Olunina IV. The strategy of sustainable development of the territory as a basis for the concept of development of ethnographic tourism in Belarus. In: Lakotka AI, editor. Pytanni mastactvaznawstva, jetnalogii i fal’klarystyki. Vypusk 32 [Trials of craftsmanship, ethnology and folklore. Issue 32]. Minsk: Prava i ekanomika; 2022. р. 544–551. Russian.
  11. Kiriyenko EG, Reshetnikov DG, Tarasionak AI, Sasim LV, Blishch VL, Goncharuk NA, et al. Konkurentosposobnost’ turistskogo kompleksa Respubliki Belarus’: sovremennye tendentsii i vyzovy [Competitiveness of the tourist complex of the Republic of Belarus: current trends and challenges]. Kiriyenko EG, Reshetnikov DG, editors. Minsk: Kovcheg; 2018. 400 p. Russian.
  12. Portnoi MP, editor. Materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Perspektivy razvitiya turizma v sovremennykh usloviyakh: mirovye tendentsii i regional’nye konteksty»; 28 sentyabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Materials of the 1st International scientific and practical conference «Prospects for the development of tourism in modern conditions: global trends and regional contexts»; 2021 September 28; Minsk, Belarus]. Minsk: A. N. Varaksin; 2021. 412 p. Russian.
  13. Demyanov S. [Negative impact of the COVID-19 on the Belarusian tourism]. In: Voronovich I, editor. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Perspektivy razvitiya turizma v sovremennykh usloviyakh: mirovye tendentsii i regional’nye konteksty»; 28 sentyabrya 2022 g.; Minsk, Belarus’ [Materials of the 2nd International scientific and practical conference «Prospects for the development of tourism in modern conditions: global trends and regional contexts»]. Minsk: Kolorgrad; 2022. 208–212 р. Russian.
  14. Demyanov S. Negative impact of the COVID-19 pandemic on the Belarusian tourism market. Turizm i gostepriimstvo. 2020;2:64–69. Russian.
  15. Demyanov S. Tourist market of the Republic of Belarus – 2021: challenges and problems. Turizm i gostepriimstvo. 2021;1:3–8. Russian.
  16. Gulyi FA, Danil’chuk DI, Il’in OI, Philippov AA. Belorusskii turizm v usloviyakh global’noi epidemiologicheskoi ugrozy: analiz situatsii i puti vosstanovleniya otrasli [Belarusian tourism in the context of a global epidemiological threat: analysis of the situation and ways to restore the industry]. Minsk: Information Center of the Ministry of Finance; 2021. 188 p. Russian.
  17. Olunina IV. [The role of ethnographic tourism in the functioning of a tourist destination]. In: Lakotka AI, editor. Pytanni mastactvaznawstva, jetnalogii i fal’klarystyki. Vypusk 25 [Trials of craftsmanship, ethnology and folklore. Issue 25]. Minsk: Prava i ekanomika; 2018. p. 298–304. Russian.
  18. Tarasionak AI, Mozgovaya OS, Gaidukevich LM, Chernozipunnikov IN, Khomich SA, Anoshko YaI, et al. Strategiya ustoichivogo razvitiya ekologicheskogo turizma v Belarusi [Strategy for sustainable development of ecological tourism in Belarus]. Gaidukevich LM, Khomich SA, editors. Minsk: Belarusian State University; 2008. 351 p. Russian.
  19. Navagrodski TA. Jevaljucyja tradycyj harchavannja belarusaw u XIX–XX stst. [Evolution of the traditional food for Belarusians at the 19th–20th centuries]. Minsk: Belarusian State University; 2015. 243 p. Belarusian.
  20. Tarasionak AI, Kabushkin NI, Gorbyleva ZM, Baranova TE, Traskevich AG. Innovatsionnye instrumenty prodvizheniya turisticheskikh uslug Respubliki Belarus’ [Innovative tools for promoting tourism services in the Republic of Belarus]. Minsk: Belarus State Economic University; 2011. 254 p. Russian.
  21. Olunina IV. Vidy turisticheskoi deyatel’nosti v Respublike Belarus’ [Types of tourism activities in the Republic of Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. 105 p. 1 CD-ROM: 4,33 Mb. Russian.
Опубликован
2023-01-18
Ключевые слова: Беларусь, этнографический туризм, туристические услуги, интерпретация, этнокультурное наследие, экскурсовод
Как цитировать
Олюнина И. В. Этнографический туризм в Беларуси: проблемы развития // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 1. СС. 93-101.