Женские посвящения в эпиграфике римской Лузитании
Аннотация
Несмотря на наличие многочисленных изданий, посвященных римскому религиозному миру, в настоящее время наблюдается нехватка научных работ, интерпретирующих женские верования в Лузитании. С точки зрения гендерной проблематики это направление исследований стало особенно актуальным в последние десятилетия и заинтересовало ученых, которые обновили корпуса памятников эпиграфики, а также глубоко проанализировали данную тему. Эпиграфические памятники дают ряд конкретных указаний на географическую область, в которой были основаны лузитанские женские культы. Именно по вотивным надписям можно проследить, как женщины с юго-запада Пиренейского полуострова сознательно или бессознательно воспользовались культурными изменениями, чтобы более заинтересованно подойти к своим культовым требованиям как в религиозной, так и в личной сфере. Следует добавить, что прототип благочестивой лузитанской женщины характеризовался ее поклонением определенным богам, покровителям личного и семейного окружения, что в некоторой степени влияло на выбор ею религиозных практик. Большинство этих ритуальных практик проводились в святилищах или местах поклонения, расположенных в сельской местности, что свидетельствует о распространении доримских верований, которые сосуществовали с римскими культами, и их постоянстве. Фактически отсутствие археологической документации препятствует более детальному изучению религиозной эпиграфики сельского мира, что позволяет провести глобальный анализ его социокультурного контекста.
Литература
- Zarzalejos M. Los estudios de arqueología del género en la Hispania romana. In: Prados L, Lopez C, editors. Arqueología del género: 1er encuentro internacional en la UAM. Madrid: Universidad Autonoma de Madrid; 2008. p. 297–326.
- Rupke J. Religious agency, identity, and communication: reflections on history and theory of religion. Religion. 2015;45(3):344–366. DOI: 10.1080/0048721X.2015.1024040.
- Alvar J. Romanising oriental gods: myth, salvation, and ethics in the cults of Cybele, Isis, and Mithras. Religions of the Graeco-Roman world. Leiden: Brill; 2008. 486 p.
- Prósper B. Lenguas y religiones prerromanas del Occidente de la Península Ibérica. Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca; 2002. 520 p.
- Blázquez JM. Últimas aportaciones a las religiones de Hispania. Teónimos II. Ilu Revista de Ciencias de las Religiones. 2006;11:205–235.
- Mirón MD. Mujeres, religión y poder: el culto imperial en el Occidente Mediterráneo. Granada: Editorial Universidad de Granada; 1996. 373 p.
- Xella P. Syncrétisme’ comme catégorie conceptuelle: une notion utile? In: Bonnet C, Pirenne-Delforge V, Praet D, editors. Les religions orientales dans le monde grec et romain cent ans après Cumont (1906–2006). Roma: [s. n.]; 2009. p. 135–147.
- Domínguez A. Política y género en la propaganda en la Antigüedad: antecedentes y legado. Gijón: Trea; 2013. 304 p.
- Molina MP. La matrona ideal según las fuentes literarias grecorromanas de finales de la República al S. I D. C. Espacio, tiempo y forma. Serie 2, Historia Antigua. 2016;29:57–70. DOI: 10.5944/etfii.29.2016.16986.
- Goffaux B. Formes d’organisation des cultes dans la Colonia Augusta Emerita (Lusitanie). In: Dondin-Payre M, Raepsaet-Charlier MT, editors. Sanctuaires, pratiques cultuelles et territoires civiques dans l’Occident romain. Bruselas: Le Livre Timperman; 2006. p. 51–97.
- Delgado JA. El flaminado local y provincial en Lusitania. Contribución a la historia política, social y religiosa de una provincia Hispana. In: Cardoso JL, Almagro-Gorbea M, editors. Lucius Cornelius Bocchus. Escritor lusitano da idade de prata da literatura latina. Lisboa: Academia Portuguesa da História; 2011. p. 231–244.
- Fishwick D. Cult places and cult personnel in the Roman Empire. Farnham: Routledge; 2014. 392 p.
- Rodríguez J, Salinas de Frías M. Las elites femeninas en la provincia romana de Lusitania. Studia Historica. 2000;18:243–255.
- Carneiro A. Mulheres na Lusitânia romana: vestígios de uma presença discreta. In: Ferreira Lopes MJ, Pinto AP, Melo A, Gonçalves A, Carvalho da Silva JA, Gonçalves M, editors. Narrativas do poder feminino. Braga: Universidade Católica Portuguesa; 2012. p. 547–564.
- Rodríguez J, Salinas de Frías M. El Culto Imperial en el contexto político y religioso del conventus Emeritensis. In: Nogales T, González J, editors. Culto imperial: política y poder. Actas del Congreso Internacional Culto Imperial: política y poder. Mérida: L’Erma di Bretschneider; 2007. p. 577–596.
- Navarro M. Perfectissima femina. Burdeos: Ausonius Éditions; 2017. 863 p.
- Keegan P. Roles for men and women in Roman epigraphic culture and beyond: gender, social identity and cultural practice in private Latin inscriptions and the literary record. Oxford: BAR Publishing; 2014. 158 p.
- Pérez M. Al amparo de los lares: el culto doméstico en las provincias romanas Bética y Tarraconense. Madrid: Consejo Superior de Investigaciones Científicas; 2014. 548 p.
- Cenerini F. The role of women as municipal Matres. In: Hemelrijk E, Woolf G, editors. Women and the Roman City in the Latin West. Leiden: Brill; 2013. p. 9–22.
- Caldwell L. Roman girlhood and the fashioning of femininity. Cambridge: Cambridge University Press; 2015. 188 p.
- Sirago VA. Femminismo a Roma nel Primo Imperio. Catanzaro: Rubbettino; 1983. 236 p.
- Cid RM. Imágenes y prácticas religiosas de la sumisión femenina en la antigua Roma. El culto de «Juno Lucina» y la fiesta de «Matronalia». Studia historica. Historia Antigua. 2007;25:357–372.
- Mastrocinque A. Bona Dea and the cults of Roman women. Stuttgart: Franz Steiner Verlag; 2014. 204 p.
- Brouwer HJ. Bona Dea. The sources and a description of the cult. Leiden: Brill; 1989. 507 p.
- Scheid J. Extranjeras indispensables. Las funciones religiosas de las mujeres en Roma. In: Duby G, Perrot M, editors. Historia de las mujeres en Occidente. La Antigüedad. Madrid: Taurus; 1991. p. 421–462.
- Boëls-Janssen N. La vie religieuse des matrones dans la Rome archaïque. Roma: Ecole Française de Rome Palais Farnèse; 1993. 512 p.
- Dolansky F. Reconsidering the Matronalia and women’s rites. Classical World. 2011;104(2):191–209.
- Gagé J. Matronalia: essai sur les dévotions et les organisations cultuelles des femmes dans l’ancienne Rome. Bruselas: Latomus; 1963. 289 p.
- Beard M, North JA, Price SRF, editors. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press; 2007. 476 p.
- Woolf G. Ritual and the individual in Roman religion. In: Rupke J, editor. The individual in the religions of the Ancient Mediterranean. Oxford: Oxford University Press; 2013. p. 136–163.
- Cardim J. Endovellicus. In: Cardim J, editor. Religioes da Lusitania. Lisboa: Museu Nacional de Arqueologia; 2002. p. 79–90.
- González JM. La presencia del culto al dios Endovellicus en el suroeste peninsular y su pervivencia en el mundo romano. In: Alvar J, Hernández L, editors. Jerarquías religiosas y control social en el Mundo Antiguo. Valladolid: Universidad de Valladolid; 2004. p. 299–303.
- Guerra A. La documentation épigraphique sur Endouellicus et les nouvelles recherches dans son sanctuaire à S. Miguel da Mota. In: Haeussler R, King A, editors. Continuity and innovation in religion in the Roman West. Volume 1. Portsmouth: Journal of Roman Archaeology; 2008. p. 159–167.
- Schattner T, Fabião C, Guerra A. A investigação em torno do santuário de S. Miguel da Mota: o ponto de situação. Cadernos do Endovélico. 2013;1:65–98.
- Le Roux P. A criação romana da Lusitania. In: Álvarez JM, Carvalho A, Fabião C, editors. Lusitânia Romana: origem de dois povos. Madrid: Secretaría General Técnica; 2016. p. 92–99.
- Abascal JM. Las inscripciones latinas de Santa Lucía del Trampal (Alcuescar, Cáceres) y el culto a Ataecina en Hispania. Archivo Español de Arqueología. 2002;75:37–57.
- Olivares JC. El culto a Júpiter, deidades autóctonas y el proceso de interacción religiosa en la céltica hispana. Gerión. 2009;27:331–360.
- Urbina D. Ataecina y Urilouco. Una pareja de dioses prerromanos en Talavera de la Reina. Cuaderna. 1998;6:17–30.
- Hemelrijk E, Greg W, editors. Women and the Roman City in the Latin West. Leiden: Brill; 2013. 428 p.
- Beltrán F. Iuppiter Repulsor(ius) y Iuppiter Solutorius: dos cultos provinciales de la Lusitania interior. Veleia. 2002;18–19:117–128.
- Olivares JC. Urbanismo e interacción religiosa en las ciudades de la Hispania céltica. Iberia. 2006;9:79–106.
- Molina MP. Las devociones femeninas en la Hispania romana. ARYS Anejos. 2018;3:311–315.
- Le Roux P. Mérida capitale de la province de la Lusitanie. In: Gorges JG, Cerrillo E, Nogales T, editor. V Mesa redonda internacional sobre Lusitania romana. Cáceres: [s. n.]; 2004. p. 17–31.
- D’Encarnação J. Manifestaciones religiosas en la Lusitania romana occidental. In: Álvarez JA, Nogales T, editors. Lusitania Romana. Origen de dos pueblos. Mérida: Ministerio de Educación, Cultura y Deporte; 2015. p. 267–273.
- Oria M. Sacerdotisas y devotas en la Hispania antigua: un acercamiento iconográfico. SPAL. 2012;21:75–88.
- Molina MP. La esfera religiosa de la mujer Romana: Espacio público vs privado. Arenal: Revista de historia de las mujeres. 2018;25(1):125–143.
- Palacios J. Miradas romanas sobre lo femenino: discurso, estereotipos y representación. Asparkía. 2014;25:92–110.
- Martínez C. Amantissima civium suorum: matronazgo cívico en el Occidente romano. Arenal: Revista de historia de las mujeres. 2011;18(2):277–307.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).