Дельфийское пророчество и судьба спартанского царя Леонида

  • Оксана Викторовна Кулишова Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Менделеевская линия, 5, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Лариса Гаврииловна Печатнова Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Менделеевская линия, 5, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Отмечается, что согласно античной литературной традиции среди греческих полисов именно Спарта была наиболее тесно связана со знаменитым святилищем и оракулом Аполлона в Дельфах, причем не только в религиозном, но и в военно-политическом смысле. Традиция сохранила множество адресованных спартанским царям дельфийских пророчеств, как подлинных, так и составленных постфактум. Одно из них было связано с именем спартанского царя Леонида и его участием в сражении при Фермопилах в 480 г. до н. э. Возможно, сам Леонид прибегнул к помощи дельфийских жрецов, чтобы получить нужное ему прорицание. Геродот передает содержание Дельфийского оракула и в прозаической, и в стихотворной форме. Подчеркивается, что исследователи Нового времени сомневаются в подлинности данного прорицания. Предметом обсуждения являются также обстоятельства возникновения и различные толкования Дельфийского оракула в античных источниках. Делается предположение о том, что разные формы пророчества появились в разное время: прозаическая форма – еще до событий у Фермопил, а стихотворная форма – уже после них. Высказывается мысль о том, что по крайней мере стихотворный вариант пророчества появился после сражения при Фермопилах. Вероятно, он был создан по инициативе царского рода Агиадов, к которому принадлежал Леонид. Подчеркивается, что оракул, согласно которому условием спасения Спарты была объявлена гибель ее царя, стал интегральной составляющей мифа о Леониде. Используя этот миф, Спарта успешно трансформировала поражение в фермопильской битве в победу своих политических и моральных ценностей. Сражение при Фермопилах стало важной частью «спартанского миража», а Леонид и его отряд – героическим примером, на котором на протяжении веков воспитывалась спартанская молодежь.

Биографии авторов

Оксана Викторовна Кулишова, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Менделеевская линия, 5, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры истории Древней Греции и Рима

Лариса Гаврииловна Печатнова, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Менделеевская линия, 5, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры истории Древней Греции и Рима

Литература

  1. Lupi М. Sparta and the Persian Wars, 499–478. In: Powell IA, editor. A companion to Sparta. Volume 1. Hoboken: Wiley-Blackwell; 2018. p. 271–290.
  2. Grant JR. Leonidas’ last Stand. Phoenix. 1961;15:14–27.
  3. Harvey D. Leonidas the Regicide? Speculations on the death of Kleomenes I. Bowersock GW, Burkert W, Putnam MCJ, editors. Arktouros. Hellenic Studies presented to Bernard M. W. Knox. Berlin: De Gruyter; 1979. р. 253–260.
  4. Cartledge P. The Spartans: an epic history. London: Channel 4 Books; 2002. 285 p.
  5. Surikov IE. Antichnaya Gretsiya: politiki v kontekste ehpokhi. Arkhaika i rannyaya klassika [Ancient Greece: politicians in the context of epoch: Archaic and Early Classical period]. Moscow: Nauka; 2005. 351 p. Russian.
  6. Huxley GL. Early Sparta. London: Faber; 1962. 164 p.
  7. Griffiths A. Was Kleomenes Mad? In: Powell A, editor. Classical Sparta: techniques behind her success. London: Routledge; 1989. p. 26–51.
  8. Powell IA. Sparta. Reconstructing history from secrecy, lies and myth. In: Powell IA, editor. A companion to Sparta. Volume 1. Hoboken: Wiley-Blackwell; 2018. p. 3–28.
  9. Hooker JT. Spartan propaganda. In: Powell А, editor. Classical Sparta, techniques behind her success. London: Routledge; 1989. p. 122–141.
  10. Kulishova OV. Del’fiiskii orakul v sisteme antichnykh mezhgosudarstvennykh otnoshenii (VII–V vv. do n. eh.) [The Delphic oracle in the system of ancient interstate relations (7th–5th centuries BC)]. Saint Petersburg: Gumanitarnaya akademiya; 2001. 432 p. Russian.
  11. How WW, Wells J. A commentary on Herodotus. Volume 2, Books 5–9. Oxford: Clarendon Press; 1912. 458 p. 458 p.
  12. Powell A. Divination, royalty and insecurity in Classical Sparta. Kernos: Revue Internationale et Pluridisciplinaire de Religion Grecque Antique. 2009;22:35–82. DOI: 10.4000/kernos.1767.
  13. Beloch KJ. Griechische Geschichte. Band 2. Strassburg: Trübner; 1916. 432 S.
  14. Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Band 4. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft; 1954.
  15. Parke HW, Wormell DEW. The Delphic oracle. Volume 2, The oracular responses. Oxford: Blackwell; 1956. 271 p.
  16. Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen im 5 Jahrhundert vor Christus [dissertation]. Erlangen: [s. n.]; 1959. 80 S.
  17. Evans JAS. The «final problem» at Thermopylae. Greek, Roman and Byzantine Studies. 1964;5(4):231–237.
  18. Fontenrose JE. The Delphic oracle. Its responses and operations, with a catalogue of responses. Berkeley: University of California Press; 1978. 496 p.
  19. Lupi М. Oracoli ed eroicizzazione: il sacrificio, il risarcimento e il recupero delle ossa di Leonida. In: Nicolai R, editor. Seminari Romani di Cultura Greca, n. s. III. Roma: Edizioni Quasar; 2014. p. 353–370.
  20. Richer N. The religious system at Sparta. In: Ogden D, editor. A companion to Greek religion. Oxford: Blackwell; 2007. р. 236–252.
  21. Rossi LE. Gli oracoli come documento di improvvisazione. Brillante C, Cantilena M, Pavese CO, editors. I poemi epici rapsodici non omerici e la tradizione orale. Atti del convegno; 1977 settembre 28–30; Venezia, Italy. Padova: Antenore; 1981. p. 203–221.
  22. Kienast D. Die Politizierung des griechischen Nationalbewusstseins und die Rolle Delphis im grossen Perserkrieg. In: Shubert C, Brodersen K, Huttner U, editors. Rom und der griechische Osten. Festschriften fuer H. H. Schmitt zum 65 Geburtstag. Stuttgart: Franz Steiner Verlag; 1995. S. 117–133.
  23. Kulishova OV. [The oracle of Delphi in the Greco-Persian conflict]. Vestnik drevnei istorii. 2001;3:17–35. Russian.
  24. Dimauro E. Re contro. La rivalità dinastica a Sparta fino al regno di Agide II. Alessandria: Edizioni dell’Orso; 2008. 217 p.
  25. Doran T. Spartan oliganthropia. Ancient History. 2018;1–2:1–106.
  26. Zali V. Suspense in Herodotus’ narrative of the battle of Thermopylae. Konstantakos IM, Liotsakis V, editors. Suspense in Ancient Greek literature. Berlin: De Gruyter; 2021. р. 229–241.
  27. Lazenby JF. The Spartan army. Mechanicsburg: Stackpole Books; 2012. 280 p.
  28. Gengler O. Leonidas and the heroes of Thermopylae: memory of the dead and identity in Roman Sparta. In: Cavanagh H, Cavanagh W, Roy J, editors. Honouring the Dead in the Peloponnese. Proceedings of the conference; 2009 April 23–25; Sparta, Greece. Nottingham: University of Nottingham; 2011. p. 151–161.
  29. Allgaier B. Embedded Inscriptions in Herodotus and Thucydides. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag; 2022. 198 p.
  30. Scott AG. The Spartan heroic death in Plutarch’ Laconian Apophthegms. Hermes. Zeitschrift für klassische Philologie. 2015;143:72–82.
Опубликован
2024-02-11
Ключевые слова: Древняя Греция, Дельфийский оракул, Греко-персидские войны, Спарта, царь Леонид
Поддерживающие организации Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 23-28-01360).
Как цитировать
Кулишова О. В., Печатнова Л. Г. Дельфийское пророчество и судьба спартанского царя Леонида // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2024. 1. СС. 33-41.