Из опыта работы высших учебных заведений зарубежной России в 1920–30-х гг.
Аннотация
Исследуется деятельность высших учебных заведений, которые были созданы русскими эмигрантами за рубежом для молодых людей, уехавших из России после событий 1917 г. Данные учреждения позволили эмигрантской молодежи получить профессию. Кроме того, они сыграли значимую роль в социализации и адаптации молодых людей в европейских странах. Подчеркивается, что в этих учебных заведениях сохранялись дореволюционные принципы организации учебного процесса. Отмечается, что центром формирования системы вузов для российской эмигрантской молодежи стала Чехословакия. На основе анализа современных исследований по рассматриваемой теме формулируются основные тенденции в образовательной среде зарубежной России. С помощью историко-типологического метода выявляются особенности функционирования и типология образовательных учреждений в разных странах. С использованием историко-сравнительного метода сравниваются процессы, происходившие в европейском образовательном пространстве. С помощью биографического метода устанавливается роль эмигрировавших из России ученых и общественных деятелей в организации обучения русской молодежи за рубежом. В работе используются материалы Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Чешской Республики.
Литература
- Климович ЛВ. Праздники российской эмиграции как отражение исторического кода дореволюционной России (1920–1930-е гг.). Научный диалог. 2017;11:356–368. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-356-368.
- Ковалёв МВ. Русские историки-эмигранты в Праге (1920–1940-е гг.). Плеве ИР, редактор. Саратов: Саратовский государственный технический университет; 2012. 405 с.
- Кьосева Ц. България и руската емиграция 20–50-те години на ХХ в. София: Международен центьр по проблемите на малцинствата и културните взаимодействия; 2002. 591 с.
- Klimovich LV, Suvorov VV. The spread of tuberculosis in the student milieu of Russian emigrants in Czechoslovakia in the 1920s: statistics, control measures, outcomes. Russian Open Medical Journal. 2019;8:e0420. DOI: 10.15275/rusomj.2019.0414.
- Квакин АВ, Постников ЕС. Завоевание высшей школы: профессорско-преподавательский состав и студенчество России в пореволюционное время (1917 – конец 1930-х гг.). Москва: Издательский дом «Ветераны спецслужб»; 2009. 526 с.
- Klimovich LV, Shaipak LA. Higher education received by young Russian emigrants in European countries in the 1920–1930s and problems of further employment (based on materials of Czechoslovakia and France). Balkanistic Forum. 2021;2:59–73.
- Буланова МБ. Высшее образование в условиях российского зарубежья. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2011;3(65):176–188.
Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. История

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).