На туристском фронте холодной войны: въездной туризм в БССР эпохи хрущевской оттепели

  • Александр Александрович Гужаловский Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируется использование въездного туризма в БССР как одного из инструментов популяризации советского государства за рубежом в период холодной войны. Иностранный туризм хрущевской оттепели сохранил черты предыдущего периода, однако в рассматриваемое время наблюдалось многократное увеличение туристских потоков. Необходимо было не только привлечь иностранцев к совершению путешествий по БССР, но и убедить их в абсолютном преимуществе социалистического строя и советского образа жизни, для чего создавалась соответствующая инфраструктура и обеспечивалось идеологическое сопровождение зарубежных туристов. Основным координатором этого процесса в рассматриваемый период являлась организация “Интурист”, которая тесно взаимодействовала с советскими партийными органами, а также со спецслужбами. Также прием иностранных гостей осуществляли Белорусское общество культурной связи с заграницей (в 1958 г. переименовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами) и бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Вводимые впервые в научный оборот архивные документы и материалы периодики позволили реконструировать отношение иностранных туристов, численность которых с каждым годом неуклонно росла, к белорусской советской действительности. Въездной туризм оказывал значительное идеологическое влияние на зарубежную аудиторию, являлся инструментом политического противостояния Западу. Одновременно расширение туристических связей способствовало не только укреплению позиций противоборствующих сторон, но и взаимному открытию друг друга, в том числе с помощью народной дипломатии.

Биография автора

Александр Александрович Гужаловский, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета

Литература

  1. Abrasimov P. Minsk – сapital of Soviet Byelorussia. Moscow: Foreign Language Publishing; 1956. 47 p.
  2. Prakop’eva SI, compiler. Nadia Khodosevich-Léger. Minsk: Belarus; 2019. 79 p. Belarusian.
  3. Shadursky VG. Kul’turnye svyazi Belarusi so stranami Tsentral’noi i Zapadnoi Evropy (1945–1990-e gg.) [Cultural connections of Belarus with the countries of Central and Western Europe]. Minsk: Belarusian State University; 2000. 283 p. Russian.
  4. Awlasenka IM. Belaruskija pis’menniki w Arganizacyi Ab’jadnanyh Nacyj: vystuplenni, naziranni, urazhanni [Belarusian writers in UN: speeches, notices, impressions]. Minsk: IVTs Minfina; 2021. 305 p. Belarusian.
  5. Shapoval GF. Istoriya turizma Belarusi [History of tourism of Belarus]. Minsk: National Institute for Higher Education; 2006. 163 p. Russian.
  6. Nesterovich NB. [“Pig train” (from the history of foreign tourism in the BSSR during the Khrushchev’s thaw)]. In: Danilovich VV, editor. Aktual’nye problemy istorii i kul’tury. Chast’ 1. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Evropa: aktual’nye problemy etnokul’tury”; 25–26 maya 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Actual problems of history and culture. Part 1. Materials of the International scientific and practical conference “Europe: actual problems of ethnoculture”; 2017 May 25–26; Minsk, Belarus]. Minsk: National Academy of Sciences of Belarus; 2018. p. 303–307. Russian.
Опубликован
2023-06-28
Ключевые слова: БССР, въездной туризм, холодная война, идеология, пропаганда, туристическое обслуживание
Как цитировать
Гужаловский, А. А. (2023). На туристском фронте холодной войны: въездной туризм в БССР эпохи хрущевской оттепели. Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения, 1, 52-61. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/internationalRelations/article/view/5403