Вопрос водного судоходства и транзита в советско-польских отношениях в 1924–1933 гг.

  • Ольга Николаевна Боровская Институт истории Национальной академии наук Беларуси, ул. Академическая, 1, 220072, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается специфика советско-польского взаимодействия в 1924–1933 гг. по вопросу создания эффективной транспортно-логистической модели функционирования пограничных водных артерий. Решение данной проблемы, хоть и было в общих чертах оговорено в Рижском мирном договоре от 18 марта 1921 г., требовало преодоления ряда политических противоречий (определения подходящей формы осуществления транзитных торговых операций, заключения торгового договора, нахождения компромисса в польско-литовском конфликте). Процесс оптимизации экспортно-импортных операций между сторонами напрямую зависел от желания советского и польского руководства находить приемлемые варианты сотрудничества путем заключения двусторонних соглашений и подписания конвенций. Установлено, что использование пограничных рек в качестве второстепенного маршрута транспортировки экспортных товаров из БССР в Польшу и на другие западные рынки сбыта было целесообразным исключительно для поставок лесных материалов. При этом сплав древесины происходил по рекам Вилия, Илия, Двиноса, Западная Двина, Случь, Морочь, Неман. Белорусские и союзные организации по лесопереработке и эксплуатации (“Западолес”, “Лесбел”, “Белсплавконтора”, “Союзлесосплав” и др.) стремились наиболее эффективно задействовать данные водные артерии по причине близости к ним богатейших лесных массивов. Акцентируется внимание, что после заключения Договора о ненападении от 25 июля 1932 г., а также общего потепления советскопольских отношений и их нормализации вопрос водного судоходства и сплава был решен путем подписания 9 июня 1933 г. Конвенции о сплаве лесных материалов по пограничным рекам. До этого момента проблема эффективной транспортировки лесных материалов по пограничным водным артериям решалась при помощи заключения местных соглашений между представителями пограничных корпусов обеих сторон. Утверждается, что, несмотря на подписание Кенигсбергской конвенции 1925 г. и организацию сплава лесных материалов на Мемель через Латвию по Западной Двине, использование посреднических услуг польских коммерческих компаний (“Дава-Бритополь” и др.), вопрос сплава древесины по реке Неман в 1924–1925 гг. так и не был решен положительно. В начале 1930-х гг., когда “неманская проблема” отошла на второй план по причине нерентабельности использования данного логистического маршрута, советское руководство в поиске альтернативного транспортного решения сосредоточило свое внимание на реках Случь и Морочь. При организации сплава по данным водным артериям возникали трудности политического характера. Польская сторона умело использовала рычаг экономического давления для решения отдельных политических задач. Одной из них стал нелегальный переход советско-польской границы с последующим задержанием пограничной охраной лиц, симпатизирующих советской власти и коммунистической партии.

Биография автора

Ольга Николаевна Боровская, Институт истории Национальной академии наук Беларуси, ул. Академическая, 1, 220072, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук, доцент; ведущий научный сотрудник Центра всеобщей истории, международных отношений и геополитики

Литература

  1. Adamaytis I. [Our export and foreign market (based on the materials of a business trip abroad)]. Sovetskoe stroitel’stvo. 1928;5:2–5. Russian.
  2. Teumin I. [Unification of the Western region from the point of view of foreign trade]. Narodnoe khozyaistvo Belorussii. 1922;2–3:2–47. Russian.
  3. Leczyk M. [Trade and economic relations between Poland and the USSR]. In: Kostyushko II, Bazylev L, editors. Ocherki istorii sovetsko-pol’skikh otnoshenii. 1917–1977 [Essays on the history of Soviet-Polish relations. 1917–1977]. Moscow: Nauka; 1979. p. 177–201. Russian.
  4. Leczyk M. Polityka II Rzeczypospolitej wobec ZSRR w latach 1925-1934. Studium z historii dyplomacji. 1976;1:17-34. Polish.
  5. Łopatniuk S. Sprawa zawarcia traktatu handlowego w stosunkach polsko-radzieckich (1925–1928). Z dziejów stosunków polsko¬radzieckich.1969;4:85–104. Polish.
  6. Olszanski PN. Starania rzadu Radzieckiego o wznowienie stosunkow gospodarczych z Polska w 1923 r. Z dziejow stosunkow polsko-radzieckich. Studia i materiały. 1975;11–12:112. Polish.
Опубликован
2024-07-04
Ключевые слова: водное судоходство и транзит, древесина, сплав, советско-польские отношения, конвенция
Поддерживающие организации Исследование осуществлялось в рамках государственной программы научных исследований “Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства” на 2021–2025 гг.
Как цитировать
Боровская, О. Н. (2024). Вопрос водного судоходства и транзита в советско-польских отношениях в 1924–1933 гг. Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения, 1, 39-45. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/internationalRelations/article/view/6359