Подготовка педагогов-музыкантов на основе теории развивающего обучения Г. М. Цыпина

  • Елена Степановна Полякова Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Чжу Цзин Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассмотрена теория развивающего обучения Г. М. Цыпина как база современного преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Выявлены методологические основы и научные позиции теории развивающего обучения, а также ее основные принципы, позволяющие значительно повысить качество профессиональной подготовки педагога-музыканта. Рассмотрен опыт Китая, а также доказаны практикоориентированность теоретических позиций развивающего обучения и ускоренное формирование исполнительского облика обучающихся пианистов, что определяет значимость и новизну проведенного исследования.

Биографии авторов

Елена Степановна Полякова , Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры музыкально-педагогического образования факультета эстетического образования

Чжу Цзин, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры музыкально-педагогического образования факультета эстетического образования

Литература

  1. Tsypin GM. Dissertatsionnoe issledovanie v oblasti muzykal’noi kul’tury i pedagogiki (problemy soderzhaniya, formy, yazyka i stilya) [Dissertation research in the field of musical culture and pedagogy (problems of content, form, language and style)]. Tambov: Nobelistika; 2008. 246 p. Russian.
  2. Tsypin GM. Muzykal’noe ispolnitel’stvo i pedagogika [Musical performance and pedagogy]. Moscow: Yurait; 2020. 212 p. Russian.
  3. Tsypin GM. Muzykant i ego rabota: problemy psikhologii tvorchestva [Musician and his work: problems of the psychology of creativity]. Moscow: Sovetskii kompozitor; 1988. 384 p. Russian.
  4. Tsypin GM. Muzykal’no-ispolnitel’skoe iskusstvo: teoriya i praktika [Musical performing arts: theory and practice]. Saint Petersburg: Aleteiya; 2001. 320 p. Russian.
  5. Tsypin GM. Obuchenie igre na fortepiano [Learning to play the piano]. Moscow: Prosveshchenie; 1984. 176 p. Russian.
  6. Tsypin GM. [On the problem of examination of dissertation research in the field of pedagogy and psychology]. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire. 2009;3:87–89. Russian.
  7. Tsypin GM. Stsenicheskoe volnenie i drugie aspekty psikhologii ispolnitel’skoi deyatel’nosti [Stage excitement and other aspects of psychology of performing activity]. Moscow: Muzyka; 2010. 128 p. Russian.
  8. Gershunskii BS. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka: v poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel’nykh kontseptsii [Philosophy of education for the 21st century: in search of practice-oriented educational concepts]. Moscow: Sovershenstvo; 1998. 608 p. Russian.
  9. Zankov LV, Zveleva MV, Romanovskaya ZI. Obuchenie i razvitie (eksperimental’no-pedagogicheskoe issledovanie) [Education and development (experimental pedagogical research)]. Moscow: Novaya shkola; 1996. 432 p. Russian.
  10. Vygotskii HP. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Pedagogika-Press; 1996. 534 p. Russian.
  11. Polyakova EU. Psikhologicheskie osnovy muzykal’no-pedagogicheskoi deyatel’nosti [Psychological foundations of musical and pedagogical activity]. Minsk: Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank; 2005. 195 p. Russian.
  12. Asaf’ev BV. Izbrannye stat’i o muzykal’nom prosveshchenii i obrazovanii [Selected articles about musical enlightenment and education]. Moscow: Muzyka; 1965. 151 p. Russian.
  13. Medushevskii VV. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeistviya muzyki [On the regularities and means of the artistic influence of music]. Moscow: Muzyka; 1976. 254 p. Russian.
  14. Reva VP. Kul’tura muzykal’nogo vospriyatiya shkol’nikov: mekhanizmy stanovleniya [Culture of musical perception of schoolchildren: mechanisms of formation]. Mogilev: Mogilev State University named after A. A. Kuleshov; 2005. 204 p. Russian.
  15. Petrushin VI. Muzykal’naya psikhologiya [Musical psychology]. Moscow: VLADOS; 1997. 384 p. Russian.
  16. Zhu Ching. Istoki i predposylki formirovaniya printsipov russkoi fortepiannoi shkoly ХIХ – nachala ХХ vekov [Origins and prerequisites for the formation of the principles of the Russian piano school of the 19th – early 20th centuries]. Minsk: Information and Computing Center of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus; 2021. 124 p. Russian.
  17. Niu Yaqian. [About piano pedagogy in modern China]. Nauka, obrazovanie, tekhnologii. 2009;2:108–112. Russian.
  18. Zhu Ching. Preemstvennost’ v realizatsii printsipov russkoi fortepiannoi shkoly v sovremennoi muzykal’noi pedagogike Kitaya [Continuity in the implementation of the principles of the Russian piano school in modern musical pedagogy in China]. Minsk: Information and Computing Center of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus; 2019. 159 p. Russian.
  19. Huang Ping. Vliyanie russkogo fortepiannogo iskusstva na formirovanie i razvitie kitaiskoi pianisticheskoi shkoly [The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese piano school]. Saint Petersburg: Asterion; 2009. 158 p. Russian.
  20. Hou Yue. Professional piano performance and education in China in the first third of the 20th century. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2008;12(85):132–136. Russian.
Опубликован
2022-11-30
Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная подготовка, теория развивающего обучения Г. М. Цыпина, принципы теории развивающего обучения, опыт Китая
Раздел
Методика и современные образовательные технологии