Синергетический подход в исследовании проблемы интегрированного обучения белорусскому языку и литературному чтению
Аннотация
Определены научно-теоретические положения интегрированного обучения белорусскому языку и литературному чтению с опорой на синергетический подход. Рассмотрены полномерность в изучении сложных систем, межпредметность как основа интеграции данных учебных предметов, а также сущность принципов синергетического подхода и их влияние на предмет исследования. Анализ главных положений синергетики выполнен с точки зрения их применения к системе интегрированного обучения белорусскому языку и литературному чтению как много-компонентной нелинейной человекомерной системе.
Литература
- Budanov VG. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoi nauke i v obrazovanii [Methodology of synergetics in post¬non-classical science and education]. Moscow: LKI; 2009. 240 p. (Sinergetika v gumanitarnykh naukakh). Russian.
- Manakov NA, Gunkov VV. The process of education: the synergetic approach. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Internet]. 2017 [cited 2024 September 21];3. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26497. Russian.
- Nyudyurmagomedov AN, Savzikhanova MA. [Pedagogical hermeneutics in nationally-oriented education]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010;4:60–67. Russian.
- Arshinov VI. [Event and meaning in the synergetic dimension]. In: Budanov VG, Kiyashchenko LP, Tishchenko PD, Arshinov VI, Svirsky YaI. Sobytie i smysl (sinergeticheskii opyt yazyka) [Event and sense (synergitics experience of language)]. Kiyashchenko LP, Tishchenko PD, editors. Moscow: Institute of the Philosophy of the Russian Academy of Sciences; 1999. p. 11–37. Russian.
- Knyazeva EN, Kurdyumov SP. [Synergetics as a new worldview: dialogue with I. Prigozhin]. Voprosy filosofii. 1992;12:3–20. Russian.
- Ermakow JaS. [Transdisciplinary strategies for synergistic research]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E, Pedagogicheskie nauki. 2020;15:126–132. Belarusian.