Рецепция образов – дериватов архетипа мировой оси в романах М. Муркока
Аннотация
На примере романов М. Муркока «Дочь похитительницы снов» и «Древо скрелингов» рассматриваются архетипические образы и мифологемы, производные от архетипа мировой оси. Исследуются степень воплощения этого архетипа в произведениях английского писателя и уровень авторской рецепции данного образа. На основе анализа взаимосвязи между группами изучаемых образов (архетип, архетипический образ, мифологема) вводится понятие «образ-дериват». Так, например, архетипические образы мирового древа и мировой горы, мифологема ясеня Иггдрасиль или горы Олимп являются образами – дериватами архетипа мировой оси. За счет их ключевой роли в организации хронотопа и модели мира в мифологии эти образы отражаются в художественной литературе. В частности, в романах писателя-фантаста М. Муркока подобные образы-дериваты занимают центральное положение, что свидетельствует об их значимости и важности в авторском мироустройстве. Новизна статьи состоит в исследовании проявлений архетипических образов на материале романов М. Муркока «Дочь похитительницы снов» и «Древо скрелингов», поскольку данная проблема в научном пространстве не изучена.
Литература
- Eliade M. Kosmos i istoriya [Cosmos and history]. Vasil’eva AA, Rokityanskii VR, Borisova EG, translators; Grigulevich IR, Gasparov ML, editors. Moscow: Progress; 1987. 311 p. Russian.
- Eliade M. Svyashchennoe i mirskoe [The sacred and the profane]. Garbovskii NK, translator. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta; 1994. 144 p. Russian.
- Guenon R. Simvoly svyashhennoi nauki [Symbols of sacred science]. Tiros N, translator. Moscow: Belovod’e; 1997. 494 p. Russian.
- Guenon R. Simvolika kresta [The symbolism of the cross]. Fadeeva TN, Stefanov YuN, translators. Moscow: Progress-traditsiya; 2004. 703 p. Russian.
- Ermakov SE, Gavrilov DA. Opora mirozdaniya: mirovoe drevo i skala vremen v traditsionnoi kul’ture [The pillar of the universe: the world tree and the rock of times in traditional culture]. Moscow: Ganga; 2009. 282 p. Russian.
- Jung CG. Arkhetip i simvol [Archetype and symbol]. Rutkevich AM, compiler. Moscow: Kanon+; 2021. 335 p. Russian.
- Toporov VN. Mirovoe derevo: universal’nye znakovye kompleksy. Tom 2 [The world tree: universal sign complexes. Volume 2]. Moscow: Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi; 2010. 496 p. Russian.
- Pivoev VM. Mifologicheskoe soznanie kak sposob osvoeniya mira [Mythological consciousness as a way of mastering the world]. Petrozavodsk: Kareliya; 1991. 109 p. Russian.
- Schmid V. Narratologiya [Narratology]. Moscow: Languages of Slavic Cultures; 2003. 311 p. Russian.
- Meletinskii EM. Ot mifa k literature [From myth to literature]. Moscow: Russian State University for the Humanities; 2000. 167 p. Russian.
- Baturin DA. [The neo-mythological essence of fantasy]. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2013;3:123–126. Russian.
- Tolkien JRR. Chudovishcha i kritiki [The monsters and the critics]. Gavrikova O, Artamonova M, Likhacheva S, Iosad P, translators. Moscow: Khranitel’; 2008. 413 p. Russian.
- Vinterle ID. [Myth as the basis of fantasy literature]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2012;1(2):37–39. Russian.
- Kovtun EN. Poetika neobychainogo: khudozhestvennye miry fantastiki, volshebnoi skazki, utopii, pritchi i mifa (na material evropeiskoi literatury pervoi poloviny XX veka) [Poetics of the extraordinary: the artistic worlds of fantasy, fairy tale, utopia, parable and myth (on the material of European literature of the first half of the 20th century)]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta; 1999. 306 p. Russian.
- Shamyakina SV. Verbo tenus (u prastory slova) [Verbo tenus (in the space of words)]. Mіnsk: National Institute for Higher Education; 2003. 145 p. Belarusian.
- Emerson DL. «Michael Moorcock: fiction, fantasy and the world’s pain» by Mark Scroggins, «The law of chaos: the multiverse of Michael Moorcock» by Jeff Gardiner. Mythlore. 2020;39(1):212–215.
- Scroggins M. Michael Moorcock: fiction, fantasy and the world’s pain. Jefferson: McFarland&Company; 2016. 212 p.
- Kaplan C. Fractal fantasies of transformation: William Blake, Michael Moorcock, and the utilities of mythographic shamanism. In: Hassler DM, editor. New boundaries in political science fiction. Columbia: University of South Carolina Press; 2008. p. 35–52.
- Gardiner J. The law of chaos: the multiverse of Michael Moorcock. Manchester: Headpress; 2015. 174 p.
- Naumchik OS, Smirnov VN. Concept of the multiverse in fantasy literature: from M. Moorcock to A. Sapkowski. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2020;42(3):43–51. Russian. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.463.
- Moorcock M. Doch’ pokhititel’nitsy snov [Daughter of the dream thief]. Bashkirtsev A, translator. Moscow: Eksmo-press; 2002. 480 p. Russian.
- Boreiko VE. Lesnoi fol’klor: dreva zhizni i svyashchennye roshchi [Forest folklore: trees of life and sacred groves]. Kiev: Logos; 2003. 216 p. Russian.
- Moorcock M. The screling tree [Internet]. 2019 [cited 2021 February 2]. Available from: https://avidreaders.ru/read-book/drevo-skrelingov.html. Russian.
- Krinichnaya NA. Russkaya mifologiya: mir obrazov fol’klora [Russian mythology: a world of folklore images]. Moscow: Akademicheskii proekt; 2004. 1005 p. Russian.
- Korsun A, translator. Starshaya Edda [The Elder Edda]. Saint Petersburg: Azbuka; 2011. 461 p. Russian.
- Shirokova NS. Kul’tura kel’tov i nordicheskaya kul’tura antichnosti [Celtic and Nordic culture of antiquity]. Saint Petersburg: Evraziya; 2000. 349 p. Russian.
- fon Eshenbach W. Partsifal’ [Parzival]. Ginzburg LV, translator. Moscow: Russkii put’; 2004. 349 p. Russian.
- Baigent M, Leigh R, Lincoln H. Svyataya krov’ i svyatoi Graal’ [The holy blood and the holy Grail]. Skobei V, translator. Moscow: Kron-press; 1997. 478 p. Russian.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. Филология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).