Особенности корреляции синтактико-стилистических средств с реализованными в них оценочными значениями в англоязычных медиажанрах

  • Павел Петрович Глазко Минский государственный лингвистический университет, ул. Захарова, 21, 220034, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Раскрываются особенности взаимосвязи между синтактико-стилистическими (экспрессивными) средствами и выраженными в них оценочными значениями в жанрах блога и колонки медиапространства США. Категории экспрессивности и оценочности являются наиболее важными для осознанного потребления медиаконтента в условиях усиливающейся субъективности. Исследование основано на анализе 200 текстов (по 100 материалов каждого жанра), опубликованных разными авторами в персональных блогах и на официальных сайтах газет в 2020–2023 гг. Результаты лингвостилистического, контекстуального и количественного анализа свидетельствуют как о сходствах, так и о некоторых различиях во взаимодействии названных категорий. В жанре колонки синтаксические средства преимущественно усиливают отрицательное оценочное значение, что указывает на критический характер данного жанра. В отличие от колонки в жанре блога использование стилистических средств для интенсификации положительной и отрицательной оценки является более сбалансированным. В частности, положительное оценочное значение коррелирует с синтаксическими средствами диалогизации, в то время как отрицательное оценочное значение – с приемами акцентуации внимания.

Биография автора

Павел Петрович Глазко, Минский государственный лингвистический университет, ул. Захарова, 21, 220034, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук, доцент; докторант кафедры белорусского языка и литературы

 

Литература

  1. Macluhan M. Galaktika Gutenberga: sotvorenie cheloveka pechatnoi kul’tury [The Gutenberg galaxy: the making of typographic man]. Yudin A, translator. Kiev: Nika-tsentr; 2003. 432 p. Russian.
  2. Zheltuhina MR. Tropologicheskaya suggestivnost’ massmedial’nogo diskursa: o probleme rechevogo vozdeistviya tropov v yazyke SMI [Tropological suggestiveness of mass media discourse: on the issue of linguistic manipulation of tropes in mass media language]. Moscow: Institute of Linguistics of Russian Academy of Science; 2003. 656 p. Russian.
  3. Karasik VI. Knowledge transformation in the modern period: linguocultural aspect. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2017;3:88–94. Russian. EDN: YKOULE.
  4. Opolev PV. Trends in changing media space: from text to hypertext. Ideas and Ideals. 2018;2(3):96–112. Russian. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-96-112.
  5. Nikolaeva EM, Kotlyar PS. Media space communication: the problem of axiological orientations. The Buryat State University Bulletin. Pedagogics, Philology, Philosophy. 2016;3:30–38. Russian. DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-30-38.
  6. Klushina NI. Mediastilistika [Mediastylistics]. Moscow: Flinta; 2018. 183 p. Russian.
  7. Welbers K, Opgenhaffen M. Presenting news on social media. Digital Journalism. 2019;7(1):45–62. DOI: 10.1080/21670811.2018.1493939.
  8. Kolshanskii GV. Sootnoshenie sub’ektivnykh i ob’ektivnykh faktorov v yazyke [The correlation of subjective and objective factors in language]. Moscow: Komkniga; 2005. 232 p. Russian.
  9. Baranov AN. Axiological strategies in the structure of language (paremeology and lexis). Voprosy jazykoznanija. 1989;3:74–89. Russian.
  10. Chekulai IV, Prokhorova ON. Aspects of correlation of dichotomy «language» and «speech», «value» and «evaluation». Language Studies and Modern Humanities. 2021;3(2):167–173. Russian. DOI: 10.33910/2686-830X-2021-3-2-167-173.
  11. Starostina JS. The interpretation of linguistic evaluation in terms of axiology. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007;3:232–240. Russian.
  12. Vol’f EM. Funktsional’naya semantika otsenki [Functional semantics of evaluation]. Moscow: URSS; 2020. 278 p. Russian.
  13. Krasnova TI. Sub’ektivnost’ – modal’nost’ (materialy aktivnoi grammatiki) [Subjectivity – modality (materials of active grammar)]. Saint Petersburg: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i finansov; 2002. 189 p. Russian.
  14. Pawlowskaja NJu. Kategoryja madalnasci w suchasnaj bielaruskaj movie [The category of modality in the modern Belarusian language]. Mіnsk: Minsk State Linguistic University; 2001. 205 p. Belarusian.
  15. Karpilovich TP. Kommunikativnye kategorii nauchnogo diskursa [Communicative categories of scientific discourse]. Minsk: Minsk State Linguistic University; 2018. 160 p. Russian.
  16. Hunston S, Thompson G. Evaluation in text: authorial stance and the construction of discourse. Oxford: Oxford University Press; 2001. 240 p.
  17. Narrog H. Modality, subjectivity, and semantic change: a cross-linguistic perspective. Oxford: Oxford University Press; 2012. 333 p. DOI: 10.9793/elsj.32.1_223.
  18. Hart Ch, editor. Cognitive linguistic approaches to text and discourse: from poetics to politics. Edinburgh: Edinburgh University Press; 2019. 224 p. DOI: 10.1177/1461445619897141.
  19. Arnol’d IV. Stilistika. Sovremennyi angliiskii yazyk [Stylistics. Modern English language]. Moscow: Flinta; 2002. 384 p. Russian.
Опубликован
2023-10-31
Ключевые слова: экспрессивность, оценка, блог, колонка, медиадискурс, медиажанры, прагматическая функция, субъективность
Как цитировать
Глазко П. П. Особенности корреляции синтактико-стилистических средств с реализованными в них оценочными значениями в англоязычных медиажанрах // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2023. 3. СС. 62-71.