Озера в топонимической прозе белорусов: сюжеты, мотивы и культурный ландшафт
Аннотация
Рассматривается топонимическая проза, в которой озера являются культурно маркированными элементами сакральной топографии, в ее соотношении с актуальной ритуальной практикой и мировоззрением белорусов. Топонимические предания и легенды представлены как информативные тексты, отражающие взаимоотношения между традиционными сообществами, дикой природой и сверхъестественным измерением культурных ландшафтов. Особое внимание уделяется мотиву образования озера на месте затопленного поселения или храма. Этиологический мотив появления озера после визита старца укладывается в ряд легенд о странствующем Боге, который, испытывая человека, закладывает этими испытаниями ряд социальных установок и приближает тем самым корпус подобных текстов к легендам народной Библии.
Литература
- Valk Ü, Sävborg D. Place-lore, liminal storyworld and ontology of the supernatural. An introduction. In: Valk Ü, Sävborg D, editors. Storied and supernatural places. Studies in spatial and social dimensions of folklore and sagas. Helsinki: Finnish Literature Society SKS; 2018. p. 7–24.
- Лобач УА. Міф. Прастора. Чалавек. Традыцыйны культурны ландшафт беларусаў у семіятычнай перспектыве. Мінск: Тэхналогія; 2013. 511 с.
- Штырков СА. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах северо-восточной Новгородчины). Санкт-Петербург: Наука; 2012. 228 с.
- Липатова АП. «Это не побасенка, а правда»: к вопросу о достоверности легенды. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3:28–65. DOI: 10.28995/2658-5294-2020-3-3-28-65.
- Грынблат МЯ, Гурскі АI, складальнікі. Легенды і паданні. Мінск: Навука i тэхніка; 1983. 544 с.
- Лобач У, укладальнік. Полацкі этнаграфічны зборнік. Выпуск 2, Народная проза беларусаў Падзвіння. Частка 1. Наваполацк: Полацкі дзяржаўны ўніверсітэт; 2011. 292 с.
- Казлоўскі РК, складальнік. Беларускі фальклор Гродзеншчыны. Народны эпас. Замовы. Варажба. Гродна: Гродзенскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Янкі Купалы; 2007. 208 с.
- Березович ЕЛ. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. Мифопоэтический образ пространства. Москва: КомКнига; 2010. 235 с.
- Anttonen V. Religious studies as landscape studies: perceptual strategies and environmental preferences in religion and mythology. In: Kovacs A, Cox JL, editors. New trends and recurring issues in the study of religion. Budapest: L’Harmattan; 2014. p. 113–132.
- Дзісько НА, рэдактар. Блакітная кніга Беларусі. Мінск: БелЭн; 1994. 415 с.
- Панченко АА. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Западной России. СанктПетербург: Алетейя; 1998. 298 с.
- Юрчук ЛА, Казаков ИВ. Псковские фольклорные легенды о «провалищах». Вестник Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017;2:137–145. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.2.137.
- Udziela S. O zapadłych miastach, kościołach, dzwonach i karczmach. Lud. 1900;6:1–16.
- Wróblewska V. Zatopione karczmy, zapadłe kościoły. Wyobrażenia katastrof w polskich opowieściach ludowych z XIX i początku XX wiekuj. W: Morzyńska-Wrzosek B, Mazur D, redaktorzy. Przestrzeń w kulturze współczesnej. Tom 3, Podziemia. Bydgoszcz: Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego; 2018. s. 495–511.
- Laime S. The place valence approach in folk narrative research: the «Church sinks underground» motif in Latvian folklore. In: Ülo Valk В, Sävborg D, editors. Storied and supernatural places. Studies in spatial and social dimensions of folklore and sagas. Helsinki: Finnish Literature Society SKS; 2018. p. 80–92.
- Савоськина ТА. Образ Лотовой жены в жанрах «вторичной» литературы. В: Есаулов ИА, Кондратьев БС, Кошелев ВА, Кудряшов ИВ, редакторы. Православие и русская литература. Сборник научных статей. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ; 2019. с. 91–101.
- Фрейденберг ОМ. Миф и литература древности. Москва: Наука; 1978. 608 с.
- Назиров РГ. Запрет оглядываться (к происхождению фольклорного мотива). В: Акимова ТМ, редактор. Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Уфа: Башкирский университет; 1987. с. 31–38.
- Внуковіч Ю. Народная культура Віленшчыны ў палявых запісах пачатку ХХІ стагоддзя. Беларускі фальклор. Матэрыялы і даследаванні. 2014;1:387– 442.
- Oring E. Legendry and the rhetoric of truth. Journal of American Folklore. 2008;121:127–166.
- Degh L, Vasonyi A. Does the word «dog» bite? Ostensive action: a means of legend telling. Journal of Folklore Research. 1983;20(1):5–34.
Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).