Эвристический потенциал конструктивизма в становлении и развитии постакадемической науки

  • Ирина Эдуардовна Буракевич Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-5484-4300

Аннотация

Исследуется эвристический потенциал конструктивизма в становлении и развитии постакадемической науки. Проблематизирован сдвиг философско-методологического дискурса в анализе состояния и основных тенденций развития современной науки. Выявлено, что конструктивизм может заложить основы философско-методологического осмысления новых феноменов научного познания. Эвристика конструктивистской исследовательской программы эксплицирована, с одной стороны, на примере формирования новой дисциплинарной онтологии на основе синергетической парадигмы, а с другой – в развертке содержательных и методологических аспектов технонауки и конвергирующих технологий.

Биография автора

Ирина Эдуардовна Буракевич, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Н. К. Кисель

Литература

  1. Lebedev SA. [Reassessment of epistemological]. Voprosy filosofii. 2015;6:53–64. Russian.
  2. Kissel NK. Post-academical trend in modern philosophy of science. In: Filosofiya i sotsial’nye nauki v sovremennom mire. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii k 30-letiyu fakul’teta filosofii i sotsial’nykh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta; 26–27 sentyabrya 2019 g.; Minsk, Belarus’ [Philosophy and social sciences in the modern world. Materials of the international scientific conference on the 30th anniversary of the faculty of philosophy and social sciences of the Belarusian State University; 2019 September 26–27; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2019. p. 210–214. Russian.
  3. Knyazeva EN. [Epistemological constructivism]. Filosofiya nauki. 2006;12:134–152. Russian.
  4. Knyazeva EN. [Synergetically constructed world] [Internet]. 2020 [cited 2020 March 1]. Available from: http://spkurdyumov.ru/what/sinergeticheski-konstruiruemyj-mir/. Russian.
  5. Technoscience. In: Oxford English and Spanish dictionary, thesaurus, and Spanish to English translator [Internet]. 2020 [cited 2020 March 1]. Available from: https://www.lexico.com/definition/technoscience.
  6. Hottois G. Technosciences and ethics. Poznań Studies in the Philosophy of Science and Humanities. 2004;81:261–265.
  7. Yudin BG. [Technoscience, human, society: relevance of humanitarian expertise]. Vek globalizatsii. 2008;2:146–154. Russian.
  8. Shvyrev VS. [On the correlation of cognitive and projective-constructive functions in classical and modern science]. In: Lektorskii VA, editor. Poznanie, ponimanie, konstruirovanie [Cognition, understanding, construction]. Moscow: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; 2007. p. 30–48. Russian.
  9. Nordmann A. Collapse of distance: epistemic strategies of science and technoscience. Danish Yearbook of Philosophy. 2006;41:7–34.
  10. Pride V, Medvedev DA. Phenomenon of NBIC-convergence: reality and expectations. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2008;1:97–116. Russian.
  11. Bensaude-Vincent B. Technoscience and convergence: a transmutation of values? Summerschool on Ethics ofConverging Technologies. Germany [Internet]. 2008 [cited 2020 February 29]. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/0c09/252d52489aeca1808f6c0710acc19e92f44f.pdf.
Опубликован
2020-11-04
Ключевые слова: конструктивизм, постакадемическая наука, технонаука, конвергирующие технологии, синергетика
Как цитировать
Буракевич, И. Э. (2020). Эвристический потенциал конструктивизма в становлении и развитии постакадемической науки. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 3, 31-36. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/2838