Конструкт ригидности в концепции когнитивно-личностного развития

  • Анжела Николаевна Певнева Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Э. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь

Аннотация

На основе положений концепции когнитивно-личностного развития в рамках общей психологии представлена теоретическая модель развития ригидности как конструкта. Данный концепт послужил основой настоящего исследования, интегрируя закономерности линий когнитивного и личностного развития. С использованием группы научных методов, в частности индуктивно-дедуктивного и ретроспективного методов, а также методов теоретического конструирования, моделирования и прогнозирования, выполнен анализ соотношения двух (когнитивной и личностной) линий познания. Раскрыты аспекты развития модели ригидность – гибкость как когнитивно-личностного конструкта, являющегося закономерным результатом процесса познания: рефлекторность (спонтанность (реактивность) и отсроченность (торможение)), координированность (функционирование системы 1 и системы 2), организованность (дивергентность и конвергентность) и регулятивность (флексибильность и контроль). На основе положений концепции когнитивно-личностного развития конструкт ригидности показан как качественно специфический процесс функционирования когнитивных структур и личностных свойств. Связано это с пониманием относительной автономности когнитивного и личностного (социального) развития, первичности формирования, ведущей роли когнитивных механизмов познания по отношению к личностным и обусловленности соотношения когнитивной и личностной линий развития, а также с необходимостью адаптации. Результаты теоретического исследования расширяют и дополняют имеющиеся данные по проблеме ригидности, что позволит сформировать континуальный (амбивалентный) взгляд на природу изучаемого феномена и расширить вектор направлений его изучения в области общей психологии.

Биография автора

Анжела Николаевна Певнева, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Э. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь

кандидат психологических наук, доцент; заведующий кафедрой общей и социальной психологии факультета психологии

Литература

  1. Lobanov AP. Psikhologiya intellekta i kognitivnykh stilei [Psychology of intelligence and cognitive styles]. Minsk: Agentstvo Vladimira Grevtsova; 2008. 296 p. Russian.
  2. Vilenskaya GA, Sergienko EA. [Social and cognitive development in early life]. In: Brushlinskii AV, Sergienko EA, editors. Mental’naya reprezentatsiya: dinamika i struktura [Mental representation: dynamics and structure]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 1998. р. 199–216. Russian.
  3. Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya; 1994. 680 p. Russian.
  4. Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Psikhologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psikhologiya [Selected psychological works. Psychology of intelligence. The genesis of number in the child. Logic and psychology]. Sadovskii VN, Yudin EG, editors, compilers. Moscow: Prosveshchenie; 1969. 659 p. Russian.
  5. Cacioppo JT, Petty RE. The need for cognition. Journal of Personality and Social Psychology. 1982;42(1):116–131. DOI: 10.1037/0022-3514.42.1.116.
  6. Sechenov IM. Elementy mysli [Elements of mind]. Saint Petersburg: Piter; 2001. 416 с.
  7. Kol’tsova VA, Zhdan AN. I. M. Sechenov’s theory «reflexes of the brain»: manifest of Russian objective psychology. Psikhologicheskii zhurnal. 2015;36(2):70–77. Russian.
  8. Stepanov AI. Psychological connotations of temporal leaps: from book culture to modern culture. Mir psikhologii. 2011;2:222–228. Russian.
  9. McLuhan HM. Galaktika Gutenberga: stanovlenie cheloveka pechatayushchego [Gutenberg‘s galaxy: becoming a typing man]. Moscow: Akademicheskii proekt; 2005. 496 p. Russian.
  10. McLuhan HM. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding media: the external extensions of man]. Nikolaev V, translator. Moscow: Kanon-Press-Ts; 2003. 464 p. Russian.
  11. Guilford JP. Three faces of intellect. American Psychologist. 1959;14(8):469–479. DOI: 10.1037/h0046827.
  12. Halpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [The Psychology of critical thinking]. Malygin N, Rysev S, Tsaruk L, translators. Saint Petersburg: Piter; 2000. 505 p. Russian.
  13. Godefroid J. Chto takoe psikhologiya. Tom 1 [What is Psychology. Volume 1]. Alipov NN, Pegelau AV, Estrina TYa, translators. Moscow: Mir; 1996. 496 p. Russian.
  14. Kholodnaya MA. Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma [Cognitive styles. On the nature of the individual mind]. Saint Petersburg: Piter; 2004. 384 p. Russian.
  15. Rokeach M. The open and closed mind: investigations into the nature of belief systems and personality systems. New York: Basic Books; 1960. 447 p.
  16. Rusalov VM. Temperament v strukture individual’nosti cheloveka: differentsial’no-psikhofiziologicheskie i psikhologicheskie issledovaniya [Temperament in the structure of human individuality: differential-psychophysiological and psychological research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2012. 528 p. Russian.
  17. Kaneman D. Dumai medlenno… reshai bystro [Think slow... decide fast]. Moscow: AST; 2021. 653 p. Russian.
  18. Velichkovskii BM. Kognitivnaya nauka: osnovy psikhologii poznaniya. Tom 1 [Cognitive science: fundamentals of the psychology of cognition. Volume 1]. Moscow: Smysl; 2006. 448 р.
  19. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs: Prentice-Hall; 1973. 253 p. Russian edition: Kahneman D. Vnimanie i usilie. Gusev AN, editor. Moscow: Smysl; 2006. 287 p. Russian.
  20. Osavolyuk EYu, Kurginyan SS. Person’s cognitive flexibility: theory, measurement, and practice. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018;15(1):128–144. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-128-144.
  21. Spiro RJ, Jehng JC. Cognitive flexibility and hypertext: theory and technology for the nonlinear and multidimensional traversal of complex subject matter. In: Nix D, Spiro RJ, editors. Cognition, education, and multimedia: exploring ideas in high technology. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates; 1990. р. 163–205.
  22. Portoghese I, Lasio M, Conti R, Mascia ML, Hitchcott P, Agus M, et al. Cognitive flexibility inventory: factor structure, invariance, reliability, convergent, and discriminant validity among Italian university students. PsyCh Journal. 2020;9(6):934–941. DOI: 10.1002/pchj.401.
  23. Dennis JP, Vander Wal JS. The cognitive flexibility inventory: instrument development and estimates of reliability and validity. Cognitive Therapy and Research. 2010;34:241–253. DOI: 10.1007/s10608-009-9276-4.
Опубликован
2023-05-25
Ключевые слова: ригидность, конструкт, когнитивно-личностное развитие
Поддерживающие организации Автор выражает признательность доктору психологических наук, профессору А. П. Лобанову за сопровождение научно-исследовательской рукописи, оказание помощи в построении и обосновании теоретической модели ригидности, а также за поддержку при реализации поставленных цели и задач в ходе написания статьи.
Как цитировать
Певнева, А. Н. (2023). Конструкт ригидности в концепции когнитивно-личностного развития. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 84-92. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5311