Монетарное поведение студентов из разных стран

  • Сяохуэй Чан Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Галина Александровна Фофанова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Указывается, что современные студенты сталкиваются с разнообразными финансовыми вызовами, которые оказывают на них существенное влияние и формируют их монетарное поведение. Отмечается, что понятие «монетарное поведение» обозначает совокупность действий и решений, связанных с управлением личными средствами (планированием бюджета, сбережений и инвестиций, пользованием кредитом и т. д.), а также отношение к деньгам. Сравниваются финансовые действия молодежи из разных стран, в частности из Китая, России и Беларуси. Выявляется, что различия в привычках представителей студенчества в отношении денег обусловлены социально-экономическими факторами, цифровизацией, культурными традициями и уровнем их финансовой грамотности. Обозначаются способы улучшения монетарного поведения молодых людей.

Биографии авторов

Сяохуэй Чан, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – Г. А. Фофанова

 

Галина Александровна Фофанова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Попова НВ, Пономарев АВ, Осипчукова ЕВ. Экономическое поведение молодежи: региональный аспект. Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2023;1:175–190. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.15.
  2. Поликарпов ВА. Прикладное исследование монетарных стратегий экономического поведения студентов. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого­педагогические науки. 2022;3:279–283.
  3. Мирошниченко МА. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2021. 224 с.
  4. Рогачев ДЮ. Особенности финансового поведения студенческой молодежи. Народонаселение. 2021;2:41–52. DOI: 10.91181/population.2021.24.2.4.
  5. Король КН. Кредитное поведение современной молодежи России. Вестник Саратовского государственного социально­экономического университета. 2018;1:144–146.
  6. Goulart M, da Costa Jr, Paraboni A, Luna M. Can personality traits influence Brazilian university students’ financial literacy? Review of Behavioral Finance. 2023;3:410–426.
  7. Klumps T, Saldago J. Financial literacy and financial behaviors of college students in the United States. American Journal of Education. 2019;2:140–155.
  8. Xiao Ch, Liu D. Financial behavior and well-being of Chinese college students. China Economic Review. 2021;3:89–102.
  9. Tali S, Hakkinen M. Cross-cultural financial behavior of college students: a comparative study between Finland and South Korea. International Journal of Consumer Studies. 2020;1:38–49.
  10. Гаврилик ОН. Монетарное мышление населения Республики Беларусь. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017;2:95–102.
  11. Еремушкина СВ. Необходимость и практика построения системы повышения финансовой грамотности населения в Республике Беларусь. В: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ. Инновационное развитие экономики: предпринимательство, образование, наука. Минск: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ; 2013. с. 192–195.
  12. Фофанова ГА. Отношение к деньгам школьников и студентов. София: электронный научно­просветительский журнал. 2017;1:20–26.
  13. Сергейчик СИ, Сергейчик МС, Максимова АА. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015;5:35–41.
  14. Бойко М, Хватик Ю. Обучение финансовой грамотности: реалии и перспективы для Беларуси.Адукатар. 2011;2:6–11.
  15. Montalto CP, Phillips EL, McDaniel A, Baker AR. College student financial wellness: student loans and beyond. Journal of Family and Economic Issues. 2019;1:3–21.
  16. Ramalho TB, Forte D. Financial literacy in Brazil: do knowledge and self-confidence relate with behavior? RAUSP Management Journal. 2019;1:77–95. DOI: 10.1108/RAUSP-04-2018-0008.
  17. Артемьева Н. Повышение финансовой грамотности населения для снижения рисков устойчивости финансового сектора. Банковский вестник. 2020;11:18–26.
  18. Гагарина МА, Неврюев АН. Особенности отношения к денежному долгу у студентов и экономическое поведение в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;4:70–75. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0013.
  19. Андрущак ГВ. Теория образовательных кредитов. Вопросы образования. 2006;1:215–232.
  20. Ильиных ЮМ. Роль университетов в повышении финансовой грамотности молодежи. В: Сулейменова ЖБ, Лазуткина ЮС, Жигулина АО, редакторы. Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Материалы II Международной научно­практической конференции по воспитательной работе, посвященной 75­летию Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова; 1 января – 31 декабря 2017 г.; Барнаул, Россия. Барнаул: Издательство Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова; 2017. c. 55–57.
  21. Breitbach E, Walstad WB. Financial literacy and financial behavior among young adults in the United States. In: Wuttke E, Seifried J, Schumann S, editors. Economic competence and financial literacy of young adults: status and challenges. United Kingdom: Verlag Barbara Budrich; 2016. p. 81–98. DOI: 10.2307/j.ctvbkk29d.7.
  22. Bartholomae S, Fox JJ. A decade review of research on college student financial behavior and well-being. Journal of Family and Economic Issues. 2021;1:154–177.
  23. Rothstein J, Rouse CE. Constrained after college: student loans and early-career occupational choices. Journal of Public Economics. 2011;1–2:149–163. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2010.09.015.
  24. Чуканов ЕВ. Особенности монетарных установок молодежи. В: Донецкий национальный университет. Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы IV Международной научной конференции; 31 октября 2019 г; Донецк, ДНР. Том 5. Донецк: Донецкий национальный университет; 2019. с. 379–382.
  25. Шперлинь АВ, Плотников СГ, Майбородина НВ. Психологический анализ взаимосвязи монетарных установок и стратегий финансового поведения личности. Профессиональное образование в современном мире. 2020;4:4369–4378. DOI: 10.20913/26-18-7515-2020-4-20.
  26. Happ R, Luescher K, Park H. Financial knowledge of university students in Korea and Germany. Research in Comparative and International Education. 2022;2:301–327.
  27. Lee YG, Lown JM. Effects of financial education and impulsive buying on saving behavior of Korean college students. International Journal of Human Ecology. 2012;1:159–169. DOI: 10.6115/ijhe.2012.13.1.159.
  28. Gutter M, Copur Z. Financial behaviors and financial well-being of college students: evidence from a national survey. Journal of Family and Economic Issues. 2011;4:699–714. DOI: 10.1007/s10834-011-9255-2.
  29. Захаров ЮА, Курбатова МВ, Долганов ВС, Морозова ЕА. Новые финансовые инструменты в высшем образовании. Университетское управление: практика и анализ. 2004;1:77–89.
  30. Быстрова НВ, Уракова ЕА, Назарова ЕН. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики. Проблемы современного педагогического образования. 2022;77(часть 1):87–90.
  31. Юаньлун Ч. Монетарное мышление студенческой молодежи КНР. В: Белорусский государственный университет. Современный социум: социология жизни (междисциплинарный профиль). Материалы I Международного научно­методологического междисциплинарного семинара «Новые вызовы и перспективы развития современного социума»; 10 ноября 2022 г.; Минск, Беларусь. Минск: БГУ; 2022. с. 377–381.
  32. Asaad CT. Financial literacy and financial behavior: assessing knowledge and confidence. Financial Services Review. 2015;2:101–117. DOI: 10.61190/fsr.v24i2.3236.
  33. Kim HC. Financial management behaviors of college students. Journal of the Korean Home Economics Association. 2005;7:79–91.
  34. Peng C, Yin A. Research on the impacts for college students’ financial management behaviors. In: International Business School of Yunnan University of Finance & Economics. Proceedings of the 4th International symposium on business corporation and development in Southeast and South Asia under B & R Initiative (ISBCD 2019); 2019 November 24; Kunming, China. Zhengzhou: Atlantis Press; 2020. p. 18–22.
  35. Tampuri Jnr MY, Yusheng K, Asare I. Financial inclusion in China: deepening high-level financial inclusion for foreigners in China. North America Academic Research. 2019;6:121–147. DOI: 10.5281/zenodo.3251167.
  36. Аликперова НВ. Монетарные установки молодежи в условиях социально-экономической нестабильности. Уровень жизни населения регионов России. 2021;3:372–381. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.3.7.
  37. Белокрылова ОС, Кузнецова ВП, Вардомацкая ЛП. Финансовая грамотность в мире цифровой экономики (региональный аспект). Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021;1:102–107. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-102-107.
  38. Гаврилик ОН. О некоторых особенностях монетарного мышления населения. Социологический альманах. 2020;11:296–303.
  39. Горчакова ОЮ, Ларионова АВ, Обуховская ВБ, Козлова НВ. Исследование экономического поведения личности: связь психологических особенностей и монетарных установок. Психолог. 2021;5:18–35. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.5.36807.
  40. Rocca L, Cornelio CG. Financial literacy and behavior among college students: evidence from Brazil. Journal of Financial Education. 2020;4:112–125.
  41. Дудина ОМ. Монетарное поведение молодых москвичей как реализация их монетарной культуры в условиях экономического кризиса. В: Ярашева АВ, редактор. Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Материалы VI Международной научно­практической конференции; 8 декабря 2020 г.; Москва, Россия. Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; 2021. с. 83–87. DOI: 10.19181/konf.978-5-4465-3137-0.2021.13.
  42. Xiao Jing Jing, Tang Chuanyi, Shim Soyeon. Acting for happiness: financial behavior and life satisfaction of college students. Social Indicators Research. 2009;1:53–68. DOI: 10.1007/s11205-008-9288-6.
  43. Голубицкая АА. Анализ финансовой грамотности населения Могилевской области как фактора развития региона. В: Гриценко ГМ, редактор. Развитие регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы. Материалы XVI Международной научно­практической конференции, посвященной 65­летию СибНИИЭСХ СФНЦА РАН; 15–16 октября 2020 г.; Новосибирск, Россия. Новосибирск: Золотой колос; 2020. c. 357–358.
  44. Беккер ГС. Человеческое поведение: экономический подход. Капелюшников РИ, редактор и переводчик. Москва: Высшая школа экономики; 2003. 672 с.
Опубликован
2025-03-18
Ключевые слова: монетарное поведение, студенты, финансовая грамотность, кредиты, цифровизация, культурные различия, экономические условия
Как цитировать
Чан, С., & Фофанова, Г. А. (2025). Монетарное поведение студентов из разных стран. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 67-74. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/6644