Иерархия мотивов и структура мотивации использования электронных социальных сетей студентами

  • Иван Валентинович Ткачёв Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Определены особенности иерархии мотивов и структуры мотивации использования электронных социальных сетей (ЭСС) студентами в зависимости от их пола, возраста и уровня коммуникативной компетентности. Установлено, что женщины, по сравнению с мужчинами, отдают приоритет мотивам «социальная связность», «фолловинг и наблюдение за другими» и «самовыражение»; структура их мотивации является более организованной, чем структура мотивации обращения мужчин к ЭСС. Указано, что в иерархии мотивов использования данных медиаплатформ обучающимися 17–19 лет в отличие от такой иерархии мотивов, свойственной студентам 20–25 лет, мотивы «самовыражение» и «новые дружеские отношения» разнесены по разным ступеням; в структуре мотивации обращения представителей младшей группы к ЭСС инструментальные мотивы («академические цели» и «информация») имеют больший вес, чем в данной структуре мотивации, относящейся к старшей группе респондентов; в структуре мотивации использования ЭСС студентами 20–25 лет большую роль играет мотив «самовыражение». Выявлено, что мотивы «развлечения» и «социальная связность» занимают более высокое положение в иерархии мотивов использования ЭСС, характерной для студентов с низким уровнем коммуникативной компетентности, чем для студентов с ее средним и высоким уровнями. Отмечено, что структура мотивации обращения обучающихся с высокими показателями коммуникативной компетентности к данным медиаплатформам обладает меньшей организованностью, т. е. использование ЭСС этими респондентами более дифференцированно.

Биография автора

Иван Валентинович Ткачёв, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Г. А. Фофанова

Литература

  1. Ткачёв ИВ, Фофанова ГА. Адаптация опросника «Мотивы использования электронных социальных сетей» на выборке белорусских студентов. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2023;1:82–94.
  2. Ellison NB, Boyd DM. Sociality through social network sites. In: Dutton WH, editor. The Oxford handbook of Internet studies. Oxford: Oxford University Press; 2013. p. 151–172. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199589074.013.0008.
  3. Katz E, Blumler JG, Gurevitch M. Uses and gratifications research. Public Opinion Quarterly. 1973;4:509–523. DOI: 10.1086/268109.
  4. Ryan RM, Deci EL. Self­determination theory: basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford publications; 2017. 756 p.
  5. Wang Xuequn, Li Yibai. Users’ satisfaction with social network sites: a self-determination perspective. Journal of Computer Information Systems. 2016;1:48–54. DOI: 10.1080/08874417.2015.11645800.
  6. Xiao Qian, Zhuang Weiling, Hsu MK. Using social networking sites: what is the big attraction? Exploring a mediated moderation relationship. Journal of Internet Commerce. 2014;1:45–64. DOI: 10.1080/15332861.2014.898441.
  7. Ткачёв ИВ. Компонентный состав коммуникативной компетентности и ее измерение. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022;2:85–92.
  8. Hodis GM, Hodis FA. Examining motivation predictors of key communication constructs: an investigation of regulatory focus, need satisfaction, and need frustration. Personality and Individual Differences. 2021;2:110985. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110985.
  9. McKenna K, Bargh JA. Plan 9 from cyberspace: the implications of the internet for personality and social psychology. Personality and Social Psychology Review. 2000;1:57–75. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0401_6.
  10. Kraut RE, Kiesler S, Boneva B, Cummings J, Helgeson V, Crawford A. Internet paradox revisited. Journal of Social Issues. 2002;1:49–74. DOI: 10.1111/1540-4560.00248.
  11. Наследов АД, Семенов ВЮ. Модификация шкалы социального интеллекта tromsø для российских школьников. Вестник Санкт­Петербургского университета. Социология. 2015;4:5–21.
  12. Люсин ДВ. Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн»: новые психометрические данные. В: Люсин ДВ, Ушаков ДВ, редакторы. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Москва: Институт психологии РАН; 2009. c. 264–278.
  13. Магомед-Эминов МШ. Мотивация достижения: структура и механизмы [диссертация]. Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; 1987. 343 c.
  14. Faye C, Sharpe D. Academic motivation in university: the role of basic psychological needs and identity formation. Canadian Journal of Behavioural Science. 2008;4:189–199. DOI: 10.1037/a0012858.
  15. Masur PK, Reinecke L, Ziegele M, Quiring O. The interplay of intrinsic need satisfaction and Facebook specific motives in explaining addictive behavior on Facebook. Computers in Human Behavior. 2014;39:376–386. DOI: 10.1016/j.chb.2014.05.047.
  16. Карпов АА. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: Ярославский государственный университет; 2014. 272 с.
  17. Archer J. The reality and evolutionary significance of human psychological sex differences. Biological Reviews of the Cambridge Philosophical Society. 2019;4:1381–1415. DOI: 10.1111/brv.12507.
  18. Hunt M, All K, Burns B, Li K. Too much of a good thing: who we follow, what we do, and how much time we spend on social media affects well-being. Journal of Social and Clinical Psychology. 2021;1:46–68. DOI: 10.1521/jscp.2021.40.1.46.
  19. Vogel EA, Rose JP, Roberts L, Eckles K. Social comparison, social media, and self-esteem. Psychology of Popular Media Culture. 2014;4:206–222. DOI: 10.1037/ppm0000047.
  20. Cheung Ting Ting. A study on motives, usage, self-presentation and number of followers on Instagram. Outstanding Academic Papers by Students of the City University of Hong Kong [Internet]. 2014 [cited 2025 January 11]. Available from: http://dspace.cityu.edu.hk/bitstream/2031/7521/1/fulltext.html.
  21. Горбушина ЕА. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий. Психологические исследования. 2023;4:2. DOI: 10.54359/ps.v16i90.1434.
  22. Wang Xuequn, Li Yibai. How trust and need satisfaction motivate producing user-generated content. Journal of Computer Information Systems. 2017;1:49–57. DOI: 10.1080/08874417.2016.1181493.
Опубликован
2025-03-18
Ключевые слова: мотивы использования электронных социальных сетей, коммуникативная компетентность, иерархия мотивов, структура мотивации, студенты
Как цитировать
Ткачёв, И. В. (2025). Иерархия мотивов и структура мотивации использования электронных социальных сетей студентами. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 44-54. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/6904