Иерархия мотивов и структура мотивации использования электронных социальных сетей студентами
Аннотация
Определены особенности иерархии мотивов и структуры мотивации использования электронных социальных сетей (ЭСС) студентами в зависимости от их пола, возраста и уровня коммуникативной компетентности. Установлено, что женщины, по сравнению с мужчинами, отдают приоритет мотивам «социальная связность», «фолловинг и наблюдение за другими» и «самовыражение»; структура их мотивации является более организованной, чем структура мотивации обращения мужчин к ЭСС. Указано, что в иерархии мотивов использования данных медиаплатформ обучающимися 17–19 лет в отличие от такой иерархии мотивов, свойственной студентам 20–25 лет, мотивы «самовыражение» и «новые дружеские отношения» разнесены по разным ступеням; в структуре мотивации обращения представителей младшей группы к ЭСС инструментальные мотивы («академические цели» и «информация») имеют больший вес, чем в данной структуре мотивации, относящейся к старшей группе респондентов; в структуре мотивации использования ЭСС студентами 20–25 лет большую роль играет мотив «самовыражение». Выявлено, что мотивы «развлечения» и «социальная связность» занимают более высокое положение в иерархии мотивов использования ЭСС, характерной для студентов с низким уровнем коммуникативной компетентности, чем для студентов с ее средним и высоким уровнями. Отмечено, что структура мотивации обращения обучающихся с высокими показателями коммуникативной компетентности к данным медиаплатформам обладает меньшей организованностью, т. е. использование ЭСС этими респондентами более дифференцированно.
Литература
- Ткачёв ИВ, Фофанова ГА. Адаптация опросника «Мотивы использования электронных социальных сетей» на выборке белорусских студентов. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2023;1:82–94.
- Ellison NB, Boyd DM. Sociality through social network sites. In: Dutton WH, editor. The Oxford handbook of Internet studies. Oxford: Oxford University Press; 2013. p. 151–172. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199589074.013.0008.
- Katz E, Blumler JG, Gurevitch M. Uses and gratifications research. Public Opinion Quarterly. 1973;4:509–523. DOI: 10.1086/268109.
- Ryan RM, Deci EL. Selfdetermination theory: basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford publications; 2017. 756 p.
- Wang Xuequn, Li Yibai. Users’ satisfaction with social network sites: a self-determination perspective. Journal of Computer Information Systems. 2016;1:48–54. DOI: 10.1080/08874417.2015.11645800.
- Xiao Qian, Zhuang Weiling, Hsu MK. Using social networking sites: what is the big attraction? Exploring a mediated moderation relationship. Journal of Internet Commerce. 2014;1:45–64. DOI: 10.1080/15332861.2014.898441.
- Ткачёв ИВ. Компонентный состав коммуникативной компетентности и ее измерение. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022;2:85–92.
- Hodis GM, Hodis FA. Examining motivation predictors of key communication constructs: an investigation of regulatory focus, need satisfaction, and need frustration. Personality and Individual Differences. 2021;2:110985. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110985.
- McKenna K, Bargh JA. Plan 9 from cyberspace: the implications of the internet for personality and social psychology. Personality and Social Psychology Review. 2000;1:57–75. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0401_6.
- Kraut RE, Kiesler S, Boneva B, Cummings J, Helgeson V, Crawford A. Internet paradox revisited. Journal of Social Issues. 2002;1:49–74. DOI: 10.1111/1540-4560.00248.
- Наследов АД, Семенов ВЮ. Модификация шкалы социального интеллекта tromsø для российских школьников. Вестник СанктПетербургского университета. Социология. 2015;4:5–21.
- Люсин ДВ. Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн»: новые психометрические данные. В: Люсин ДВ, Ушаков ДВ, редакторы. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Москва: Институт психологии РАН; 2009. c. 264–278.
- Магомед-Эминов МШ. Мотивация достижения: структура и механизмы [диссертация]. Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; 1987. 343 c.
- Faye C, Sharpe D. Academic motivation in university: the role of basic psychological needs and identity formation. Canadian Journal of Behavioural Science. 2008;4:189–199. DOI: 10.1037/a0012858.
- Masur PK, Reinecke L, Ziegele M, Quiring O. The interplay of intrinsic need satisfaction and Facebook specific motives in explaining addictive behavior on Facebook. Computers in Human Behavior. 2014;39:376–386. DOI: 10.1016/j.chb.2014.05.047.
- Карпов АА. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: Ярославский государственный университет; 2014. 272 с.
- Archer J. The reality and evolutionary significance of human psychological sex differences. Biological Reviews of the Cambridge Philosophical Society. 2019;4:1381–1415. DOI: 10.1111/brv.12507.
- Hunt M, All K, Burns B, Li K. Too much of a good thing: who we follow, what we do, and how much time we spend on social media affects well-being. Journal of Social and Clinical Psychology. 2021;1:46–68. DOI: 10.1521/jscp.2021.40.1.46.
- Vogel EA, Rose JP, Roberts L, Eckles K. Social comparison, social media, and self-esteem. Psychology of Popular Media Culture. 2014;4:206–222. DOI: 10.1037/ppm0000047.
- Cheung Ting Ting. A study on motives, usage, self-presentation and number of followers on Instagram. Outstanding Academic Papers by Students of the City University of Hong Kong [Internet]. 2014 [cited 2025 January 11]. Available from: http://dspace.cityu.edu.hk/bitstream/2031/7521/1/fulltext.html.
- Горбушина ЕА. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий. Психологические исследования. 2023;4:2. DOI: 10.54359/ps.v16i90.1434.
- Wang Xuequn, Li Yibai. How trust and need satisfaction motivate producing user-generated content. Journal of Computer Information Systems. 2017;1:49–57. DOI: 10.1080/08874417.2016.1181493.
Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).