Проблема символического опосредствования социального понимания у лиц, совершивших правонарушения

  • Полина Александровна Абакумова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Отражена проблема социального понимания и использования для этого символов у взрослых людей с противоправным поведением. Способность объяснять и предсказывать поведение других людей, понимать их психическое состояние, убеждения и желания известна как модель психического (theory of mind). Социальное понимание основано на считывании и интерпретации символических проявлений активности человека. В работах отечественных и зарубежных авторов оно исследовалось преимущественно для описания нарушений психического развития у людей с аутизмом, депрессией и у лиц с нарушением слуха, а также анализировалось у личностей в аспекте старения. Однако социальное понимание не было изучено у лиц, совершивших правонарушения и преступления. Оно обусловливает качество и характер взаимодействия между людьми, вследствие чего нарушение модели психического может играть роль в формировании противоправного поведения. Проблематику символически опосредованного социального понимания важно рассматривать как у правонарушителей, так и у преступников для возможной ранней коррекции и антиципации противоправного поведения.

Биография автора

Полина Александровна Абакумова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А. М. Поляков

Литература

  1. Mamardashvili MK, Pyatigorskii AM. Simvol i soznanie. Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii [Symbol and consciousness. Metaphysical reasoning about consciousness]. Senokosov YuP, editor. Moscow: Yazyki russkoi kul’tury; 1997. 288 р. Russian.
  2. Sergienko EA, Ulanova AYu, Lebedeva EI. Model’ psikhicheskogo: struktura i dinamika [Model of the mental: structure and dynamics]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2020. 503 p. Russian.
  3. Appe F. Introduction to the psychological theory of autism [Internet]. Ermolaev DV, translator. Moscow: Terevinf; 2016 [cited 2023 March 2]. Available from: https://www.osoboepravo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf. Russian.
  4. Husserl E. Kartezianskie meditatsii [Cartesian meditations]. Molchanov VI, translator. Moscow: Akademicheskii proekt; 2010. 229 p. Russian.
  5. Baron-Cohen S, Wheelwright S, Hill J, Raste Y, Plumb I. The «Reading the mind in the eyes» test revised version: a study with normal adults, and adults with Asperger syndrome or high-functioning autism. Child Psychology and Psychiatry. 2001;42(2):241–251.
  6. Perner J, Frith U, Leslie AM, Leekam SR. Exloration of the autistic child’s theory of mind: knowledge, belief, and communication. Child Development. 1989;60(3):688–700.
  7. Evstropov MN. Social ontology of Gustav Shpet and the problem of empathy in phenomenology. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political science. 2015;4:26–35. Russian.
  8. Lutsyuk LYu. [Social maladaptation of adolescents prone to deviant behaviour in the conditions of a secondary school]. In: Sitov IS, editor. Gumanitarnye i sotsial’nye problemy razvitiya regionov Sibiri. XXVII Mezhvuzovskaya nauchnaya konferentsiya; 19 aprelya 2018 g.; Bratsk, Rossiya [Humanitarian and social problems of development of Siberian regions. 27th Interuniversity scientific conference; 2018 April 19; Bratsk, Russia]. Bratsk: Bratsk State University; 2018. р. 63–66. Russian.
  9. Ivanova TV. Social and educational neglect of teenagers as the problem of modern society. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University. 2011;4:142–148. Russian.
  10. Melekhin AI. Training theory of mind in old age. Clinical Psychology and Special Education. 2015;4(1):110–123.
  11. Brudnyi AA. Psikhologicheskaya germenevtika [Psychological hermeneutics]. Moscow: Labirint; 1998. 336 р. Russian.
  12. Lyusin DV, Ushakov DV, editors. Sotsial’nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: theory, measurement, research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2004. 176 p. Russian.
  13. Sergienko EA. [Model of the mental as a new research paradigm of cognitive psychology]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015;157(book 4):265–279. Russian.
  14. Sergienko EA, Lebedeva EI, Prusakova OA. Model’ psikhicheskogo kak osnova stanovleniya ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [The model of the mental as the basis for the formation of understanding of oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2009. 415 p. Russian.
  15. Turevskaya RA, Plenskovskaya АА. Theory of mind development in school children with autism spectrum disorders. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2021;29(1):112–131. Russian.
  16. Rumyantseva EE, Lomakina VA, Zvereva NV, Teleshova ES. Theory of mind and its features in women with depressive disorders. Psikhiatriya. 2014;2:53–59. Russian.
  17. Rumyantseva EE, Zvereva NV, Kaleda VG, Barkhatova AN. [Some features of the mental model in adolescent patients with schizophrenia]. In: Barabanshchikov VA, Nosulenko VN, Samoilenko ES, editors. Poznanie v deyatel’nosti i obshchenii: ot teorii i praktiki k eksperimentu. Vserossiiskaya nauchnaya konferentsiya; 13–14 oktyabrya 2011 g.; Moskva, Rossiya [Cognition in activity and communication: from theory and practice to experiment. All-Russian scientific conference; 2011 October 13–14; Moscow, Russia]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2011. р. 304–311. Russian.
  18. Smirnova YaK. Theory of mind development in preschoolers with hearing impairment. Clinical Psychology and Special Education. 2021;10(2):124–144. Russian. DOI: 10.17759/cpse.2021100208.
  19. Shipkova KM, Malyukova NG. Violation of «theory of mind» in patients with local brain lesions. V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology. 2017;2:64–70. Russian.
  20. Gartvik EV. Deficit of the mental model as a factor of delinquent behavior of adolescents in the dysfunctional family. Uchenye zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2021;6:415–419. Russian. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p415-419.
  21. Babushkin GD, Karavaev AF. [Psychology of delinquent behaviour]. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh. 1996;1(3):97–100. Russian.
  22. Beckhurst D. On the concept of mediation. Cultural-Historical Psychology. 2007;3(3):61–66. Russian.
  23. Vygotskii LS. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Iskusstvo; 1968. 576 р. Russian.
  24. Filatov VP. Social understanding and the problem of «other mind». Epistemology & Philosophy of Science. 2020;57(4): 6–22. Russian. DOI: 10.5840/eps202057453.
  25. Desharnais B, Nefontin L. Simvol [Symbol]. Nagle IL, translator. Moscow: Astrel’; 2007. 190 p. Russian.
Опубликован
2023-05-21
Ключевые слова: социальное понимание, модель психического, символическое опосредствование, символ, делинквентное поведение
Как цитировать
Абакумова, П. А. (2023). Проблема символического опосредствования социального понимания у лиц, совершивших правонарушения. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 93-98. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5288