Инновационное развитие общества в восприятии студентов: сравнительный анализ эмпирических данных

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Описаны результаты опроса студенческой молодежи Беларуси, проведенного в 2023 г. с помощью инструментария, который использовался в аналогичном исследовании 2022 г., и представлен сравнительный анализ полученных данных. Оба опроса были посвящены проблемам цифровых инноваций, внедренных в белорусском обществе, и тому, как студенты воспринимают эти инновации. На основе анализа полученных в 2023 г. результатов выявлены изменения по сравнению с данными опроса 2022 г., которые, возможно, были связаны с резким (более чем двукратным) уменьшением числа студентов, хотя бы частично занимавшихся дистанционно в текущем учебном году. Сравнение позволило определить важную роль дистанционного обучения как фактора, который стимулировал освоение студентами новых технологий, помогал изучать технические новинки и тем самым повышать свою цифровую грамотность. Возврат к традиционным формам обучения облегчил студентам жизнь (уровень стресса снизился), но рост их цифровой культуры затормозился. Показана зависимость восприятия цифровых инноваций в обществе и в системе высшего образования от степени постоянного участия студентов в цифровой обучающей активности, а также от уровня рутинизации инноваций в жизни студентов.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Kovalev ММ. Education for the digital economy. Digital Transformation. 2018;1:37–42. Russian.
  2. Schutz A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii [The semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology]. Alkhasov AYa, compiler; Alkhasov AYa, Mazlumyanova NYa, translators. Moscow: Fond «Obshchestvennoe mnenie»; 2003. 336 p. Russian.
  3. Giddens A. Posledstviya sovremennosti [Consequences of modernity]. Ol’khovikov GK, Kibal’chich DA, translators. Moscow: Praksis; 2011. 352 p. Russian.
  4. Titarenko LG. Digital innovations through the prism of perception by Belarusian students. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;3:58–64. DOI: 0.33581/2521-6821-2022-3-58-64.
  5. Habermas J. [Theory of communicative action]. Rakhmanov AB, translator. Person. Culture. Society. 2002;4(3–4):314–315. Russian.
  6. Beck U. Risk society. Towards a new modernity. London: Sage; 1992. 272 p.
  7. Radaev VV. Crisis in the modern teaching: what went wrong? Sociological Research. 2022;6:114–124. Russian. DOI: 10.31857/S013216250019853-1.
  8. Titarenko LG, Karapetyan RV. Digital transformation of the labour sphere: a comparative analysis of the indicators of Russia and Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2021;1:52–69. Russian. DOI: 0.33581/2521-6821-2021-1-52-69.
Опубликован
2023-05-28
Ключевые слова: инновационное развитие общества, цифровая трансформация, онлайн-обучение, цифровые технологии, восприятие студентами цифровых инноваций
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке государственной программы научных исследований Республики Беларусь (проект № ГР 20211892).
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2023). Инновационное развитие общества в восприятии студентов: сравнительный анализ эмпирических данных. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 52-59. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5526