Социально-психологические корреляции зависимости молодежи от социальных сетей

  • Виктор Павлович Шейнов Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь
  • Юрий Михайлович Бубнов Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, пр. Шмидта, 3, 212027, г. Могилёв, Беларусь
  • Владислав Олегович Ермак Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь
  • Сергей Петрович Грибановский Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, пр. Шмидта, 3, 212027, г. Могилёв, Беларусь

Аннотация

Исследуется зависимость юношей и девушек от социальных сетей, связанная с чувством одиночества, тревож­ностью, депрессией, стрессом, неудовлетворенностью жизнью, импульсивностью, нарциссизмом, слабой ассертивностью, низким самоуважением, незащищенностью от кибербуллинга. Проверяется гипотеза о связях аддикции молодежи от социальных сетей с их уверенностью в себе, эмоциональным интеллектом и стилем поведения в конфликтных ситуациях. Основу эмпирического исследования составляют данные онлайн-опроса 265 респондентов (117 юношей и 148 девушек). Зависимость от социальных сетей измеряется опросником ЗСС-15 (В. П. Шейнов, А. С. Девицын), уверенность в себе − методикой В. Г. Ромека, эмоциональный интеллект − тестом Томаса – Килманна, зависимость от смартфона − короткой версией САС-16 опросника «Шкала зависимости от смартфона» (В. П. Шейнов). Установлено, что среди юношей и девушек наблюдаются статистически значимые отрицательные связи аддикции от социальных сетей с уверенностью в себе и положительные связи зависимости от смартфона с формирующими ее факторами: потерей контроля над собой, страхом лишиться смартфона и эйфорией от его использования. Сделан вывод о том, что именно психологические проблемы молодых людей являются главной причиной аддикции от социальных сетей. При наличии у юношей и девушек зависимости от социальных сетей их потребность в общении удовлетворяется в меньшей степени, нежели потребность в получении информации. Ни у юношей, ни у девушек не обнаружено связи зависимости от социальных сетей с инициативой в социальных контактах. Аддикция юношей от социальных сетей отрицательно коррелирует с их социальной смелостью и положительно – с реакцией на конфликт в режиме избегающего поведения. Подобные корреляции не зафиксированы у девушек. Отмечены различные корреляции аддикции от социальных сетей с эмоциональным интеллектом в зависимости от пола: у юношей наблюдается отрицательная связь с самоменеджментом, у девушек − положительная связь с распознаванием чужих эмоций. Сделан вывод о том, что девушки больше, чем юноши, зависят от социальных сетей. Результаты исследования являются новыми, поскольку ни в отечественных, ни в зарубежных публикациях не удалось обнаружить выводов о связях зависимости от социальных сетей с компонентами эмоционального интеллекта.

Биографии авторов

Виктор Павлович Шейнов, Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры психологии и педагогического мастерства факультета повышения квалификации и переподготовки

Юрий Михайлович Бубнов, Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, пр. Шмидта, 3, 212027, г. Могилёв, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин экономического факультета

Владислав Олегович Ермак, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры микрои наноэлектроники факультета радиотехники и электроники. Научный руководитель - доктор физико-математических наук, профессор И. И. Абрамов

Сергей Петрович Грибановский, Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, пр. Шмидта, 3, 212027, г. Могилёв, Беларусь

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин экономического факультета

Литература

  1. Brewer J. The craving mind. From cigarettes to smartphones to love: why we get hooked and how we can break bad habits. New Haven: Yale University Press; 2017. 256 p. Russian edition: Brewer J. Zavisimyi mozg. Ot kureniya do sotssetei: pochemu my zavodim vrednye privychki i kak ot nikh izbavit’sya. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber; 2017. 304 p.
  2. Goldberg I. Internet addiction disorder [Internet]. 2009 [cited 2020 May 31]. URL: http://www.psycom.net/iadcriteria. html.
  3. Greenfield DN. The net effect: Internet addiction and compulsive Internet use. Virtual Addiction [Internet]. 2009 [cited 2020 May 31]. Available from: http://www.virtual-addiction.com/pages/a_neteffect.htm.
  4. Griffiths M. Excessive application of the Internet: online addictive behaviour. Tezisy distantnykh zarubezhnykh uchastnikov simpoziuma «Internet-zavisimost’: psikhologicheskaya priroda i dinamika razvitiya» [Internet]. 2009 [cited 2020 May 31]. Available from: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009/theses.html. Russian.
  5. Grohol J. Internet addiction. Tezisy distantnykh zarubezhnykh uchastnikov simpoziuma «Internet-zavisimost’: psikhologicheskaya priroda i dinamika razvitiya» [Internet]. 2009 [cited 2020 May 31]. Available from: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009/theses.html. Russian.
  6. Schumacher P, Morahan-Martin J. Incidence and correlates of pathological Internet use in college students. Computers in Human Behavior. 2000;16(1):13–29. DOI: 10.1016/S0747-5632(99)00049-7.
  7. Murali V, George S. Lost in the net: dependence on the Internet [Internet; cited 2022 June 12]. Available from: https://www.narcom.ru/publ/info/774. Russian.
  8. Orzack MH. Computer addiction services [Internet]. 2003 [cited 2020 May 31]. Available from: http://www.computeraddiction.com.
  9. Holmes L. Norm and pathology in the use of the Internet [Internet]. Shchepilina EA, translator. 2005 [cited 2020 May 31]. Available from: https://mytests.ru/articles/344. Russian.
  10. Young KS. Cognitive behavior therapy with Internet addicts: treatment outcomes with Internet addicts. Cyber Psychology & Behavior. 2007;10(5):671–679.
  11. Gogoleva AV. Addiktivnoe povedenie i ego profilaktika [Addictive behaviour and its prevention]. Moscow: Moskovskii psihologo-sotsial’nyi institut; 2003. 240 p. Russian.
  12. Mendelevich VD, editor. Rukovodstvo po addiktologii [Guide to addiction]. Moscow: Rech’; 2007. 768 p. Russian.
  13. Egorov AYu, Kuznetsova NA, Petrova EA. [Features of the personality of adolescents with Internet-dependence]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detei i podrostkov. 2005;5(2):20–27. Russian.
  14. Korolenko CP, Donskih TA. Sem’ putei k katastrofe [Seven ways to disaster]. Mazyr: Belyi veter; 1999. 240 p. Russian.
  15. Kotlyarov AV. Drugie narkotiki, ili Homo Addictus [Other drugs, or Homo Addictus]. Moscow: Psikhoterapiya; 2006. 480 p. Russian.
  16. Starshenbaum GV. Addiktologiya: psikhologiya i psikhoterapiya zavisimostei [Addiction: psychology and psychotherapy of dependencies]. Moscow: Kogito-Tsentr; 2006. 367 p. Russian.
  17. Baranovski NA. Social prevention of drug addiction among young people. Sotsiologicheskii almanakh. 2017;8:115-126. Russian.
  18. Igumnov SA, Egorov AYu. Klinika i psikhologiya deviantnogo povedeniya [Clinic and psychology of deviant behaviour]. Moscow: Rech’; 2010. 398 p. Russian.
  19. Yaroshevich EA. [Etiology of deviant behaviour]. Vesnik Magiljowskaga dzjarzhawnaga wniversitjeta imja A. A. Kuljashova. 2002;4:43–46. Russian.
  20. Bubnau YuM. [Interrelation of life values of student youth and risks of Internet addiction]. In: Danilov AN, Pokhomova AA, Rubanau AV, Volnistaya MG, editors. Sotsiologicheskaya nauka i obrazovanie: sovremennye vyzovy i riski. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati professora G. P. Davidyuka; 10 noyabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Sociological science and education: modern challenges and risks. Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the memory of professor G. P. Davidyuk; 2021 November 10; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 39–44. Russian.
  21. Bubnau YuM. [Symptoms of computer ludomania in Mogilev high school students]. In: Pushkin IA, compiler. Gistoryja Magiljova: minulae i suchasnasc’. Zbornik navukovyh prac udzel’nikaw XII Mizhnarodnaj navukovaj kanferjencyi; 25–26 chjervenja 2021 g.; Magiljow, Belarus’ [History of Mogilev: past and present. Collection of science practices of the 12th International science conference; 2021 November 25–26; Mogilev, Belarus]. Mahiliou: Belarusian State University of Food and Chemical Technologies; 2021. p. 355–362. Russian.
  22. Sheinov VP, Devitsyn AS. The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire. System Psychology and Sociology. 2021;2(38):41–55. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04.
  23. Sheinov VP, Devitsyn AS. Relationship of social media dependence with psychological adverse. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology. 2022;7(2)83–106. Russian. DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_04.
  24. Sheinov VP. Dependence on social networks and personality characteristics: a review of research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(3):607–630. Russian. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630.
  25. Lyusin DV. [Modern ideas about emotional intelligence]. In: Lyusin DV, Ushakov DV, editors. Sotsial’nyi intellekt: teoriya, izmereniya, issledovaniya [Social intelligence: theory, measurements, research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2004. p. 129–140. Russian.
  26. Mayer JD, Roberts RD, Barasade SG. Human abilities: emotional intelligence. Annual Review of Psychology. 2008;59:507–536.
  27. Grogoleva OYu, Dronova AA. [Typology of the personality of adolescents prone to communication in social networks]. In: Dementii LI, Malenova AYu, Grogoleva OYu, Kupchenko VE, Malenov AA, editors. Aktivnost’ i otvetstvennost’ lichnosti v kontekste zhiznedeyatel’nosti. Materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 300-letiyu g. Omska; 6–7 oktyabrya 2016 g.; Omsk, Rossiya [Activity and responsibility of the individual in the context of life. Materials of the 2nd All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 300th anniversary of Omsk; 2016 October 6–7; Omsk, Russia]. Omsk: Dostoevsky Omsk State University; 2016. p. 93–95. Russian.
  28. Arrivillaga C, Rey L, Extremera N. A mediated path from emotional intelligence to problematic social media use in adolescents: the serial mediation of perceived stress and depressive symptoms. Addictive Behaviors. 2022;124. Article ID: 107095. DOI: 10.1016/j.addbeh.2021.107095.
  29. Mulawarman M, Hudab FN, Suharsoc S, Muslikah M. The correlation between emotional intelligence, academic achievement, and the use of social media in senior high school students. International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020;11(3):325–335.
  30. Sundvik LMS, Davis SK. Social media stress and mental health: a brief report on the protective role of emotional intelligence. Current Psychology. 2022;41(4):1046–1310. DOI: 10.1007/s12144-022-03035-9.
  31. Cîndea AC, Franț IA. The impact of the time spent on social networks on emotional intelligence in adolescents. Educația Plus. 2020;26(1):239–246. DOI: 10.24250/JPE/1/2020/ACC/IAF.
  32. Kaura H, Saini S. Relationship between social media usage and emotional intelligence among adolescents. Indian Journal of Health and Wellbeing. 2020;11(4):581–584.
  33. Cabral J. Is generation Y addicted to social media. The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications. 2011;2(1):5–14.
  34. Kircaburun K, Griffiths MD, Şahin F, Bahtiyar M, Atmaca T, Tosuntaş ŞB. The mediating role of self/everyday creativity and depression on the relationship between creative personality traits and problematic social media use among emerging adults. International Journal of Mental Health and Addiction. 2020;18:77–88. DOI: 10.1007/s11469-018-9938-0.
  35. Yu S, Wu AMS, Pesigan IJA. Cognitive and psychosocial health risk factors of social networking addiction. International Journal of Mental Health and Addiction. 2016;14:550–564. DOI: 10.1007/s11469-015-9612-8.
  36. İskender M. Investigation of the effects of social self-confidence, social loneliness and family emotional loneliness variables on Internet addiction. Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2018;6(3):1–10. DOI: 10.17220/mojet. 2018.03.001.
  37. Almenayes JJ. Religiosity and the perceived consequences of social media usage in a Muslim country. Journal of Arts and Humanities. 2014;3(5):108–117. DOI: 10.18533/journal.v 3i5.439.
  38. Boursier V, Gioia F, Griffiths MD. Do selfie-expectancies and social appearance anxiety predict adolescents’ problematic social media use? Computers in Human Behavior. 2020;110. Article ID: 106395. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106395.
  39. Costanzo A, Santoro G, Russo S, Cassarà MS, Midolo LR, Billieux J, et al. Attached to virtual dreams: the mediating role of maladaptive daydreaming in the relationship between attachment styles and problematic social media use. The Journal of Nervous and Mental Disease. 2021;209(9):656–664. DOI: 10.1097/NMD.0000000000001356.
  40. Bilgin O, Tas I. Effects of perceived social support and psychological resilience on social media addiction among university students. Universal Journal of Educational Research. 2018;6(4):751–758. DOI: 10.13189/ujer.2018.060418.
  41. Siah PC, Hue JY, Wong BZR, Goh SJ. Dark triad and social media addiction among undergraduates: coping strategy as a mediator. Contemporary Educational Technology. 2021;13(4):320. DOI: 10.30935/cedtech/11104.
  42. Wong BZR, Goh SJ, Hui JY. Dark triad and social media addiction: the mediating roles of coping strategies [Internet]. 2020 [cited 2022 August 13]. Available from: http://eprints.utar.edu.my/3805/1/fyp_PY_2020_WBZR_-_1602361.pdf.
  43. Hurley LN. The relationship between resilience, coping, and social media. The relationship between resilience, coping, and social media. Masters Theses [Internet]. 2018 [cited 2022 August 13]. Available from: https://thekeep.eiu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4680&context=theses.
  44. Sheinov VP. Short version of the questionnaire «Scale of dependence on a smartphone». Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology [Internet]. 2021 [cited 2021 December 14];6(1):97−115. Available from: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document644.pdf. Russian. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005.
  45. Sheinov VP. Adaptation and validization of the questionnaire «Scale of dependence on the smartphone» for the Russian-speaking society. Systems Psychology and Sociology. 2020;3(35):75–84. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6.
  46. Romek VG. [Tests of self-confidence]. In: Sinchenko TYu, Romek VG, editors. Prakticheskaya psikhodiagnostika i psikhologicheskoe konsul’tirovanie [Practical psychodiagnostics and psychological counselling]. Rostov-оn-Don: Irbis; 1998. p. 87–108. Russian.
  47. Hall N. [Diagnostics of emotional intelligence]. In: Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuilov GM. Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow: Institut psikhoterapii; 2002. p. 57–59. Russian.
  48. Greben’ NF. Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological tests for professionals]. Minsk: Sovremennaya shkola; 2007. 496 p. Russian.
  49. Sheinov VP, Devitsyn AS. A three-factor model of social media addiction. Russian Psychological Journal. 2021;18(3):145–158. Russian. DOI: 10.21702/rpj.2021.3.10.
  50. Sheinov VP, Devitsyn AS. Factor structure of smartphone dependency model. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology. 2021;6(3(23)):174−197. Russian.
Опубликован
2022-12-06
Ключевые слова: зависимость молодежи от социальных сетей, уверенность в себе, эмоциональный интеллект, поведение в конфликтных ситуациях, зависимость от смартфона, факторы зависимостей, девушки, юноши
Как цитировать
Шейнов, В. П., Бубнов, Ю. М., Ермак, В. О., & Грибановский, С. П. (2022). Социально-психологические корреляции зависимости молодежи от социальных сетей. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 57-70. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-4-57-70