Короткая версия опросника прокрастинации: надежность, валидность, факторная структура

  • Виктор Павлович Шейнов Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220001, г. Минск, Беларусь
  • Антон Сергеевич Девицын Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Отмечено, что у человека, который проводит значительное время в интернете, повышается уровень прокрастинации. Для исследования данной зависимости используется созданная в 1989 г. шкала общей прокрастинации Лея, которая включает 15 вопросов. Указано, что методики, созданные в прошлом столетии, требуют доработки, поскольку ответы современных респондентов могут значительно отличаться от ответов их предшественников. Обоснована необходимость сокращения опросников, поскольку обширные анкеты вызывают трудности в сборе материалов и не способны обеспечить объективность ответов. Разработана надежная и валидная короткая версия опросника прокрастинации. Построена состоятельная двухфакторная модель прокрастинации. Данные для исследования собраны посредством онлайн-тестирования 1911 респондентов. Сделан вывод о том, что она, в отличие от исходной версии, обладает более современными психометрическими характеристиками и удовлетворяет критериям валидности и надежности.

Биографии авторов

Виктор Павлович Шейнов, Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220001, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры психологии и педагогического мастерства факультета повышения квалификации и переподготовки

Антон Сергеевич Девицын, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования механико-математического факультета

Литература

  1. Sheinov VP. Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;4:120-127. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127.
  2. Sheinov VP. Social media addiction and personality: a review of research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(3):607–630. Russian. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630.
  3. Sheinov VP. Smartphone addiction and personality: review of international research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(1):235–253. Russian. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253.
  4. Varvaricheva YaI. The procrastination phenomenon: problems and prospects for research. Voprosy psikhologii. 2010; 3:121-131. Russian.
  5. Herzog AR, Bachman JG. Effects of questionnaire length on response quality. Public Opinion Quarterly [Internet]. 1981 [cited 2023 December 05];45(4):549–559. Available from: http://www.jstor.org/stable/2748903.
  6. Galesic M, Bosnjak M. Effects of questionnaire length on participation and indicators of response quality in a web survey. Public Opinion Quarterly. 2009;73(2):349–360. DOI: 10.1093/poq/nfp031.
  7. Sheinov VP. Adaptation and validization of the questionnaire «scale of dependence on the smartphone» for the Russian-speaking society. Systemic Psychology and Sociology. 2020;3(35):75–84. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6.
  8. Sheinov VP, Dziavitsyn AS. The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire. Systemic Psychology and Sociology. 2021;2(38):41–55. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04.
  9. Raigorodskii DYa, editor-compiler. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara: Izdatel’skii dom «Bakhrakh-M»; 2022. 672 p. Russian.
  10. Gordeeva TO, Sychev OA, Osin EN. «Academic motivation scale» questionnaire. Psychological Journal. 2014;35(4):96–107. Russian.
  11. Ling Li, Haiyin Gao, Yanhua Xu. The mediating and buffering effect of academic self-efficacy on the relationship between smartphone addiction and academic procrastination. Computers & Education. 2020;159:104001. DOI: 10.1016/ j.compedu.2020.104001.
  12. Yang Z, Asbury K, Griffiths MD. An exploration of problematic smartphone use among Chinese university students: associations with academic anxiety, academic procrastination, self-regulation and subjective wellbeing. International Journal of Mental Health and Addiction. 2019;17:596–614. DOI: 10.1007/s11469-018-9961-1.
  13. Im I, Jang K. The convergence influence of excessive smartphone use on attention deficit, learning environment, and academic procrastination in health college students. Journal of the Korea Convergence Society. 2017;8(12):129–137. DOI: 10.15207/JKCS.2017.8.12.129.
  14. Wang J, Wang P, Yang X, Zhang G, Wang X, Zhao F, et al. Fear of missing out and procrastination as mediators between sensation seeking and adolescent smartphone addiction. International Journal of Mental Health and Addiction. 2019;17:1049–1062. DOI: 10.1007/s11469-019-00106-0.
  15. Suárez-Perdomo A, Ruiz-Alfonso Z, Garcés-Delgado Y. Profiles of undergraduates’ networks addiction: difference in academic procrastination and performance. Computers & Education. 2022;181:104459.
  16. Przepiorka A, Blachnio A, Cudo A. Procrastination and problematic new media use: the mediating role of future anxiety. Current Psychology. 2023;42(7):5169-5177.
  17. Ch’ng LTX, Hoo PYS. Relationship between social media addiction levels and academic procrastination among undergraduate students in Malaysia: grit as the mediator. Advanced Journal of Social Science. 2022;11(1):13–27. DOI: 10.21467/ ajss.11.1.13-27.
  18. Caratiquit KD, Caratiquit LJC. Influence of social media addiction on academic achievement in distance learning: intervening role of academic procrastination. Turkish Online Journal of Distance Education. 2023;24(1):1–19. DOI: 10.17718/ tojde.1060563.
  19. Rudnova N. [Motivational predictors of procrastination in the workplace]. In: Grachev AA, Zhuravlev AL, Zankovskii AN, editors. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno¬prakticheskoi konferentsii «Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya psikhologii truda i organizatsionnoi psikhologii»; 14–15 oktyabrya 2021 g.; Moskva, Rossiya [Proceedings of the 3rd International scientific and practical conference «Current state and prospects of development of labour psychology and organisational psychology»; 2021 October 14–15; Moscow, Russia]. Moscow: Institute of Psychology RAS; 2021. p. 943-958. Russian.
  20. Tisocco F, Liporace MF. Structural relationships between procrastination, academic motivation, and academic achievement within university students: a self-determination theory approach. Innovative Higher Education. 2023;48(2):351-369.
Опубликован
2024-07-01
Ключевые слова: опросник прокрастинации, короткая версия опросника, надежность, валидность, факторная модель, психометрические характеристики
Как цитировать
Шейнов, В. П., & Девицын, А. С. (2024). Короткая версия опросника прокрастинации: надежность, валидность, факторная структура. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 68-76. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6008