Развитие экологической культуры студентов при реализации эвристического подхода к обучению

  • Татьяна Петровна Дюбкова-Жерносек Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Обосновывается роль эвристического подхода к обучению в развитии экологической культуры студентов при освоении ими учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Излагаются результаты эвристического интернет-занятия, проводившегося в Белорусском государственном университете в несколько этапов в рамках управляемой самостоятельной работы студентов 1-го и 2-го курсов. Основным элементом эвристического обучения выступало открытое задание. Формулировки образовательных целей, представленные в открытом задании, предполагали различные виды активности обучающихся, доминирующей из которых являлась креативная деятельность. Отмечается, что при эвристическом подходе к обучению в сфере обращения с отходами основным результатом творческой самореализации студентов выступает личностное образовательное приращение, как внешнее (в виде материализованного продукта самостоятельной учебной деятельности), так и внутреннее (в виде эволюции экологических знаний, умений, освоенных способов деятельности, мировоззренческих установок, личностных когнитивных, креативных, ценностно-смысловых и других качеств). Делается вывод о том, что эвристический подход к обучению является эффективным инструментом развития экологической культуры студентов. Совершаемые ими личностно значимые открытия окружающего мира требуют привлечения знаний из разных областей и критического осмысления полученной информации, что способствует формированию у обучающихся нового понимания экологической проблемы и развитию их потенциала для производства знания. Творческая самореализация изменяет эмоционально-ценностное отношение студентов к действительности и мотивирует их к экологическому поведению. Подчеркивается, что умение находить нестандартный подход к решению проблемы в рамках активного экологического поведения зависит не только от совокупности приобретенных знаний, но и от личностных качеств студента. Взаимосвязь внешнего и внутреннего компонентов образовательной продукции лежит в основе трансформации системы экологических ценностных ориентаций индивида и формирования у него экоцентрического мировоззрения.

Биография автора

Татьяна Петровна Дюбкова-Жерносек, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат медицинских наук, доцент; доцент кафедры экологии человека факультета социокультурных коммуникаций

 

Литература

  1. Titarenko LG. [The system of ecological values of the population of the Republic of Belarus]. Sotsiologiya. 2012;3:111–122. Russian.
  2. Mel’nik NB. [Ecological culture in the context of D. V. Pivovarov’s synthetic concept of culture]. In: Mel’nikova EV, editor. Pivovarovskie chteniya. Sbornik materialov konferentsii «Sinteticheskaya paradigma: nauka, filosofiya, religiovedenie»; 1–3 noyabrya 2018 g.; Ekaterinburg, Rossiya [Pivovarov readings. Proceedings of the conference «Synthetic paradigm: science, philosophy, religious studies»; 2018 November 1–3; Yekaterinburg, Russia]. Yekaterinburg: Delovaya kniga; 2019. p. 394–397. Russian.
  3. Vinokurova NF, Nikolina VV, Efimova OE. Methodological bases of ecological culture formation of pupils on the basis of eco-development ideas. The Education and Science Journal. 2016;5:25–40. Russian. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–5–25–40.
  4. Duong Thi Huong, Ngo Thi Tan Huong. Ecological culture and educational issue of ecological culture – motivation for the human development. American Journal of Educational Research. 2018;6(6):694–702. DOI: 10.12691/education-6-6-17.
  5. Doroshko OM, Nechai OA, Pot’ko ES, Dzhukh EN, Prokhorova EN, Olikhver OK, et al. Formirovanie ekologicheskoi kul’tury kak tsel’ obrazovaniya dlya ustoichivogo razvitiya [Formation of ecological culture as the goal of education for sustainable development]. Grodna: Yanka Kupala State University of Grodno; 2010. 303 p. Russian.
  6. Zhuravleva LA, Zarubina EV, Ruchkin AV, Simachkova NN, Chupina IP. Ecological behaviour of modern man. Obrazovanie i pravo. 2020;1:165–171. Russian.
  7. Mukhlynkina YuV. [Environmental network projects as a method of formation of ecological culture]. Forestry Bulletin. 2015;4:57–63. Russian.
  8. Asafova EV. [Axiological approach to the development of students’ ecological culture at the university]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2009;3:139–144. Russian.
  9. Andryukhina LM, Fadeeva NYu, de Negri G. Development of ecological culture of students in the process of intercultural communication in foreign language. Education and Science Journal. 2017;19(8):47–74. Russian. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-47-74.
  10. Spínola H. Environmental culture and education: a new conceptual framework. Creative Education. 2021;12(5):983–998. DOI: 10.4236/ce.2021.125072.
  11. Korol’ AD. Dialogue-based system of heuristic education: experience of projection and realisation. Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3, Philology. Pedagogy. Psychology. 2016;6(1):57–64. Russian.
Опубликован
2024-04-10
Ключевые слова: экологическая культура, эвристический подход к обучению, безопасность жизнедеятельности человека, открытое задание, образовательный продукт, личностные качества обучающегося
Как цитировать
Дюбкова-Жерносек, Т. П. (2024). Развитие экологической культуры студентов при реализации эвристического подхода к обучению. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 57-65. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6109