Развитие экологической культуры студентов при реализации эвристического подхода к обучению
Аннотация
Обосновывается роль эвристического подхода к обучению в развитии экологической культуры студентов при освоении ими учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Излагаются результаты эвристического интернет-занятия, проводившегося в Белорусском государственном университете в несколько этапов в рамках управляемой самостоятельной работы студентов 1-го и 2-го курсов. Основным элементом эвристического обучения выступало открытое задание. Формулировки образовательных целей, представленные в открытом задании, предполагали различные виды активности обучающихся, доминирующей из которых являлась креативная деятельность. Отмечается, что при эвристическом подходе к обучению в сфере обращения с отходами основным результатом творческой самореализации студентов выступает личностное образовательное приращение, как внешнее (в виде материализованного продукта самостоятельной учебной деятельности), так и внутреннее (в виде эволюции экологических знаний, умений, освоенных способов деятельности, мировоззренческих установок, личностных когнитивных, креативных, ценностно-смысловых и других качеств). Делается вывод о том, что эвристический подход к обучению является эффективным инструментом развития экологической культуры студентов. Совершаемые ими личностно значимые открытия окружающего мира требуют привлечения знаний из разных областей и критического осмысления полученной информации, что способствует формированию у обучающихся нового понимания экологической проблемы и развитию их потенциала для производства знания. Творческая самореализация изменяет эмоционально-ценностное отношение студентов к действительности и мотивирует их к экологическому поведению. Подчеркивается, что умение находить нестандартный подход к решению проблемы в рамках активного экологического поведения зависит не только от совокупности приобретенных знаний, но и от личностных качеств студента. Взаимосвязь внешнего и внутреннего компонентов образовательной продукции лежит в основе трансформации системы экологических ценностных ориентаций индивида и формирования у него экоцентрического мировоззрения.
Литература
- Titarenko LG. [The system of ecological values of the population of the Republic of Belarus]. Sotsiologiya. 2012;3:111–122. Russian.
- Mel’nik NB. [Ecological culture in the context of D. V. Pivovarov’s synthetic concept of culture]. In: Mel’nikova EV, editor. Pivovarovskie chteniya. Sbornik materialov konferentsii «Sinteticheskaya paradigma: nauka, filosofiya, religiovedenie»; 1–3 noyabrya 2018 g.; Ekaterinburg, Rossiya [Pivovarov readings. Proceedings of the conference «Synthetic paradigm: science, philosophy, religious studies»; 2018 November 1–3; Yekaterinburg, Russia]. Yekaterinburg: Delovaya kniga; 2019. p. 394–397. Russian.
- Vinokurova NF, Nikolina VV, Efimova OE. Methodological bases of ecological culture formation of pupils on the basis of eco-development ideas. The Education and Science Journal. 2016;5:25–40. Russian. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–5–25–40.
- Duong Thi Huong, Ngo Thi Tan Huong. Ecological culture and educational issue of ecological culture – motivation for the human development. American Journal of Educational Research. 2018;6(6):694–702. DOI: 10.12691/education-6-6-17.
- Doroshko OM, Nechai OA, Pot’ko ES, Dzhukh EN, Prokhorova EN, Olikhver OK, et al. Formirovanie ekologicheskoi kul’tury kak tsel’ obrazovaniya dlya ustoichivogo razvitiya [Formation of ecological culture as the goal of education for sustainable development]. Grodna: Yanka Kupala State University of Grodno; 2010. 303 p. Russian.
- Zhuravleva LA, Zarubina EV, Ruchkin AV, Simachkova NN, Chupina IP. Ecological behaviour of modern man. Obrazovanie i pravo. 2020;1:165–171. Russian.
- Mukhlynkina YuV. [Environmental network projects as a method of formation of ecological culture]. Forestry Bulletin. 2015;4:57–63. Russian.
- Asafova EV. [Axiological approach to the development of students’ ecological culture at the university]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2009;3:139–144. Russian.
- Andryukhina LM, Fadeeva NYu, de Negri G. Development of ecological culture of students in the process of intercultural communication in foreign language. Education and Science Journal. 2017;19(8):47–74. Russian. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-47-74.
- Spínola H. Environmental culture and education: a new conceptual framework. Creative Education. 2021;12(5):983–998. DOI: 10.4236/ce.2021.125072.
- Korol’ AD. Dialogue-based system of heuristic education: experience of projection and realisation. Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3, Philology. Pedagogy. Psychology. 2016;6(1):57–64. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).