Культура использования цифровых инновационных технологий студентами: проблемы и риски

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается двойственность цифровой трансформации общества, которая, с одной стороны, создает новые возможности для экономического роста, а с другой стороны, продуцирует риски и угрозы, имеющие техногенную и социальную природу. Отмечается, что особую опасность представляют социальные риски, связанные с некритическим восприятием цифровизации. Показывается, что высокий уровень цифровой грамотности студенческой молодежи сопровождается недостаточной рефлексивностью в отношении цифровых угроз, завышенным доверием к цифровизации. Делается вывод о том, что вовлечение студентов в социальные практики (военно-патриотическая, экологическая деятельность, краеведение, волонтерство и т. д.) будет способствовать формированию у них адекватной оценки цифровых инноваций.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Giddens A. The consequences of modernity. Stanford: Stanford University Press; 1990. 186 p. Russian edition: Giddens A. Posledstviya sovremennosti. Ol’khovikov GK, Kibal’chich DA, translators. Moscow: Praksis; 2011. 352 p.
  2. Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1986. 396 S. Russian edition: Beck U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. Sedel’nik V, Fedorova N, translators. Moscow: Progress-traditsiya; 2000. 383 р.
  3. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo; 2016. 208 p. Russian.
  4. Petrov ST. Tsifrovaya revolyutsiya. Tsifrovaya ekonomika. Tsifrovaya noosfera [The digital revolution. The digital economy. The digital noosphere]. Мoscow: Pero; 2022. 59 p. Russian.
  5. Verush AI. Relation of categories «risk», «challenge», «threat» in the theory of national security. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshei shkoly. Filosofsko¬gumanitarnye nauki. 2018;17:24–30. Russian.
  6. Aseeva IA. The crooked mirror of digitalisation. Voprosy filosofii. 2024;2:25–33. Russian.
  7. Zakharov MYu, Starovoytova IE, Shishkova AV. Digital culture – a historical stage in the development of the information culture of society. Vestnik universiteta. 2020;6:200–205. Russian. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-200-205.
  8. Elkina EE. Digital culture: concept, models and practices. Information Society: Education, Science, Culture and Technologies of the Future. 2018;2:195–203. Russian. DOI: 10.17586/2587-8557-2018-2-195-203.
  9. Titarenko LG. Digitalisation of education: students’ perceptions of distance learning and risks. Voprosy filosofii. 2023; 1:115–124. Russian.
  10. Titarenko LG. Students’ perception of innovative development of a society: comparative analysis of empirical data. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2023;2:52–59. Russian. DOI: 10.33581/2520-2251-2023-2-52-59.
  11. Zvereva EA, Khvorova VA. Generations Y and Z: features of media consumption. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(6):131–140. Russian. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-131-140.
  12. Sheinov VP. Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;4:120–127. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127.
  13. Savostyanov IV. Virtual space as a factor in the formation of sociocultural qualities of an individual. Social and Humanitarian Knowledge. 2024;1:150–155. Russian.
  14. Radaev V. Millenialy: kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials: how Russian society is changing]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2019. 224 p. Russian.
  15. Titarenko LG. [Social and anthropological aspects of global and local problems of student youth in the context of digitalisation]. In: Petrov AV, Kaplina AV, Kozlovskaya SS, Povidysh AV, Khyunninen AA, Ven’da MA, editors. Global’nye sotsial’nye protsessy 5.0: obshchestvo, ekonomika, istoriya [Global social processes 5.0: society, economics, history]. Saint Petersburg: Asterion; 2024. p. 104–111. Russian.
  16. Titarenko LG. Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;1:33–41. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
  17. Titarenko LG. [Humanitarian risks of digital transformation as a threat of national security of Belarus]. In: Dostanko EA, editor. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Sovremennyi mir i natsional’nye interesy Respubliki Belarus’»; 17 dekabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Proceedings of the International scientific conference «Modern world and national interests of the Republic of Belarus»; 2021 December 17; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 355–360. Russian.
  18. Snow ChP. Dve kul’tury [Two cultures]. Rodman YuS, translator. Moscow: Progress; 1973. 140 p. Russian.
Опубликован
2024-07-01
Ключевые слова: цифровые инновационные технологии, двойственность цифровой трансформации, социальные и гуманитарные риски, студенческая молодежь
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (задание 4.08.3 государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства», № гос. регистрации 20211892).
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2024). Культура использования цифровых инновационных технологий студентами: проблемы и риски. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 52-57. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6257