Инновационный потенциал университетов Республики Беларусь
Аннотация
Исследуются перспективы наращивания инновационного потенциала белорусских университетов. Инновационный потенциал описывается как ключевой фактор развития образования, науки и экономики Республики Беларусь. Отмечается, что в условиях глобализации и ускоренного технологического прогресса важно не только анализировать текущие тренды общественного развития, но и прогнозировать его динамику. Рассматриваются перспективные направления деятельности университетов по наращиванию инновационного потенциала, в частности инвестирование в цифровизацию образовательного процесса, развитие практического обучения, налаживание сотрудничества с секторами национальной экономики. Принятие мер в указанных направлениях будет способствовать устойчивому развитию образовательной среды и подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Приводятся данные экспертного опроса на тему инновационного потенциала белорусских университетов. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования системы управления в сфере университетского образования Республики Беларусь.
Литература
- Danilov AN. The education system: potential and prospects. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2024;3:4–8. Russian.
- Babosov EM. Formation and functioning of the national innovation system. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2012;5:60–69. Russian.
- Sokolova GN. Social problems of realisation of the innovative strategy in the Republic of Belarus. Sotsiologicheskii al’manakh. 2010;1:49–58. Russian.
- Volnistaya MG. Sovremennyi profil’ universitetskogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya i riski [The modern profile of university education: development prospects and risks]. Minsk: National Institute For Higher Education; 2023. 210 p. Russian.
- Titarenko LG. The culture of using digital innovative technologies by students: problems and risks. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2024;2:52–57. Russian
- Filinskaya LV, Levitskaya IV, Misun AA. Artificial intelligence and education: challenges, risks and prospects. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2024;3:71–77. Russian.
- Kucko EE. The sociological study of innovations. Sotsiologicheskii al’manakh. 2012;3:42–47. Russian.
- Sapelkin EP. [Development of the innovative potential of youth in the context of systemic modernisation of the economy and society (structural and functional approach)]. Sotsiologiya. 2011;1:74–82. Russian.
- Simkhovich VA. [Innovative activity of modern Belarusian youth]. In: Grunt EV, Merenkov AV, editors. Kul’tura, lichnost’, obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya [Culture, personality, society in the modern world: methodology, empirical research experience]. Ekaterinburg: Izdatel’stvo ISTU; 2017. p. 905–916. Russian.
- Bel’skii V, Trigubovich L. The problem of innovative personnel potential formation. Nauki i innovatsii. 2017;2:41–45. Russian.
- Sidorova AA. University-business cooperation: directions of interaction. RUDN Journal of Economics. 2019;2:290–302. Russian.
- Gasparishvili AT, Krukhmaleva OV. Mentoring as a social phenomenon: contemporary challenges and new realities. Narodnoe obrazovanie. 2019;5:109–115. Russian.
- Zborovsky GE, Ambarova PA. Scientific and Pedagogical Community of Russia Universities as an Object of Resource Mobilisation. Bulletin of the Institute of Sociology. 2023;14(4):271–287. Russian. DOI: 10.19181/vis.2023.14.4.15.
- Osadchaya GI, Yudina TN. Higher education in the Eurasian Economic Union: potential and problems of cooperation. RUDN Journal of Sociology. 2024;1:140–154. Russian. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154.
- Zborovsky GE, Ambarova PA, Katashinskikh VS, Kemmet EV. Resource capacity of academic staff of Ural Federal District Universities: qualitative research. Higher Education in Russia. 2023;5:71–88. Russian. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88.
- Zborovsky GE, Ambarova PA. The dream of quality education: contradictions in the development of educational communities in Russian universities. Mir Rossii. 2019;28(2):98–124. Russian. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124.
- Osipov AM. Towards a scientific interpretation of the social effectiveness of education. Vestnik Instituta sotsiologii. 2024;15(3):156–171. Russian. DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.9.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).