Особенности адаптации первокурсников к условиям обучения в Белорусском государственном университете

  • Максим Андреевич Корнеевец Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Лариса Владимировна Филинская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Татьяна Викторовна Щелкова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается проблема адаптации студентов 1-го курса к новой социальной среде и условиям освоения образовательных программ в Белорусском государственном университете. Анализируются особенности академической и  социокоммуникативной адаптации первокурсников. Выделены объективные и  субъективные критерии адаптационного процесса. Представлены результаты онлайн-опроса студентов 1-го курса БГУ, а также глубинных интервью со студентами-сиротами и  студентами, отчисленными после 1-го семестра. Сделан вывод о незавершенном характере процесса адаптации первокурсников, необходимости психолого-педагогического сопровождения студентов-сирот, развития института тьюторства, социологического исследования динамического аспекта адаптации.

Биографии авторов

Максим Андреевич Корнеевец, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студент факультета философии и социальных наук

Лариса Владимировна Филинская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Татьяна Викторовна Щелкова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Yadova MA. Life trajectories of youths in the 21st century: risks and opportunities. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2022;2:83–93. Russian. DOI: 10.31857/S013216250011067-6.
  2. Solomonova VV, Shnitko AV. Sistema obrazovaniya Respubliki Belarus’ v tsifrakh [The educational system of the Republic of Belarus in figures]. Minsk: Main Information and Analytical Center of the Ministry of Education of the Republic of Belarus; 2022. 62 p. Russian.
  3. Danilov AN. Vivat universitas! 100 years of institutionalisation of sociology at the Belarusian State University. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2021;3:4–12. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2021-3-4-12.
  4. Kozyreva PM. Adaptatsiya naseleniya k usloviyam transformiruyushchegosya obshchestva v postsovetskoi Rossii [Adaptation of the population to the conditions of transforming society in post-Soviet Russia]. Moscow: Gumanitarii; 2011. 48 p. Russian.
  5. Korel’ LV. Sotsiologiya adaptatsii: voprosy teorii, metodologii i metodiki [The sociology of adaptation: issues of theory, methodologies, and techniques]. Novosibirsk: Nauka; 2005. 424 p. Russian.
  6. Kuznetsov PS. Kontseptsiya sotsial’noi adaptatsii [The concept of social adaptation]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta; 2000. 257 p. Russian.
  7. Romm MV. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume: teoretiko-metodologicheskii aspekt [Adaptation of the person in the society: theoretical and methodological aspect]. Novosibirsk: Nauka; 2002. 275 p. Russian.
  8. Kunitskaya OS. [Adaptation of the first-year students to the educational environment of higher education institution: essence and structure]. Vysheishaya shkola. 2018;3:55–60. Russian.
  9. Reznik SD, Chernikovskaya MV, Nosova EV. [Adaptation of first-year students to the conditions of university studies: experience, problems, and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2017;2:36–41. Russian.
  10. Kruchinina GA, Dar’enkova NN. Adaptatsiya studentov pervogo kursa k obucheniyu v tekhnicheskom vuze v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Adaptation of the first-year students to studies at technical university in the conditions of informatisation of education]. Nizhny Novgorod: Izdatel’stvo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta; 2016. 187 p. Russian.
  11. Dolgova VI, Kondrat’eva OA, Nizhegorodtseva ES. [A study of the adaptation of the first-year students to studying at university]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Internet]. 2015 [cited 2022 April 18];31:66–70. Available from: http://e-koncept.ru/2015/95520.htm. Russian.
  12. Gal’dikas LN. [Adaptation of students as a prerequisite for their success in learning]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kaliningradskii vestnik obrazovaniya» [Internet]. 2022 [cited 2022 April 4];1(13):26–32. Available from: https://koirojournal.ru/wp-content/uploads/2022/03/kvo_113-4_galdikas.pdf. Russian.
  13. Friedlander LJ, Reid GJ, Shupak N, Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates? Journal of College Student Development. 2007;48(3):259–274.
  14. Shchelkova TV. [Difficulties in the adaptation of undergraduate students to the university conditions]. Vysheishaya shkola. 2014;1:50–54. Russian.
  15. Fatykhova RM, Ivanchenko TP, Zainullin AM. [Adaptation of first-year students to the university environment]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2017;6:59–70. Russian.
  16. Gorbunova (Kolotova) EV. [Adaptation of 1–3 year undergraduate/specialist degree students to university life (at the «Higher School of Economics» in the academic year 2011/2012)]. Empiricheskie issledovaniya. Universitas [Internet]. 2017 [cited 2022 March 31];1(1):48–64. Available from: https://universitas.hse.ru/data/2013/01/21/1305651731/universitas%201.1%pdf. Russian.
Опубликован
2022-09-12
Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, академическая и социокоммуникативная адаптация, объективные и субъективные критерии адаптационного процесса, профессиональная мотивация, институт тьюторства
Как цитировать
Корнеевец, М. А., Филинская, Л. В., & Щелкова, Т. В. (2022). Особенности адаптации первокурсников к условиям обучения в Белорусском государственном университете. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 109-123. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-3-109-123