Церковь «Семья Божия»: случай локального мессианизма
Аннотация
Показаны роль и особенности местного религиозного пророчества в Прикамье России. Это пророчество стало основой для создания новой религиозной общины «Семья Божия», имеющей ряд характерных черт. Пророк Владимир Белодед имел откровение и впоследствии сосредоточил вокруг себя духовную жизнь своих последователей и их семей. Он был объявлен их духовным отцом, а затем и небесным отцом. Мессианская идея определяла содержание священных книг и структуру общины. Религиозная деятельность включала проведение ритуалов, медитацию и организацию семинаров. Церковь «Семья Божия» сочетала два типа религиозных общин. В этой церкви была религиозная иерархия и сильная ритуальная система, как и в традиционной христианской церкви, но в то же время признавались такие феномены, как реинкарнация, медитация и видение. Деятельность верующих была связана с обрядами (крещение, бракосочетание, причащение), в то же время предполагались применение автоматического письма, самосозерцание и преображение души, как в традиционных мистических группах. Эта церковь не является популярной в Прикамье и не имеет ответвлений в других частях России. Выделяются три причины этой непопулярности. Эволюция религиозного учения стимулировала создание мифологического сознания и появление узкомыслящих верующих.
Литература
- Berdyaev NА. Sud’ba Rossii [The fate of Russia]. Moscow: Izdatel’stvo G. A. Lemana; 1918. 240 p. Russian.
- Duncan P. Russian messianism: third Rome, revolution, communism and after. London: Routledge; 2002. 256 p.
- Akhmetova M. Konets sveta v odnoi otdel’no vzyatoi strane [The end of the world in a single country]. Moscow: OGI; 2010. 336 p. Russian.
- Kanterov IYa. Novye religioznye dvizheniya v Rossii (peligiovedcheskii analiz) [New religious movements in Russia (religious analysis)]. Moscow: Nauka; 2006. 472 p. Russian.
- Bazhan T. Oppozitsionnaya religioznost’ v Rossii [Opposition religiosity in Russia]. Krasnoyarsk: Sibirskii yuridicheskii institut Miniserstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii; 2000. 331 p. Russian.
- Barker AV. Novye religioznye dvizheniya: prakticheskoe vvedenie [New religious movements: a practical introduction]. Saint Petersburg: Russian Christian Academy of Humanities; 1997. 280 p. Russian.
- Robertson R. Religious movements and modern societies: toward a progressive problemshift. Sociological Analysis. 1979;40(4):297–314.
- Swatos WH. Church-sect and cult: bringing mysticism back. Sociological Analysis. 1981;42:17–26.
- Wilson BR. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements. In: Beckford JA, Richardson JA, editors. Challenging religion. Essays in honour of Eileen Barker. London: Routledge; 2005. p. 11–20.
- Stone D. New religious consciousness and personal religious experience. Sociological Analysis. 1978;39(2):123–134.
- Campbell B. A Typology of cults. Sociological Analysis. 1978;39(3):228–240.
- Grigulevich IR. Proroki «novoi istiny»: ocherki o kul’takh i sueveriyakh sovremennogo kapitalisticheskogo mira [Prophets of the «new truth»: essays on cults and superstitions of the modern capitalist world]. Moscow: [s. n.]; 1983. 303 p. Russian.
- Gurevich PS. Netraditsionnye religii na Zapade i vostochnye religioznye kul’ty [Non-traditional religions in the West and Eastern religious cults]. Moscow: Znanie; 1985. 66 p. Russian.
- Klyuev BI. [Neoreligious movements in modern India]. Narody Azii i Afriki. 1984;6:25–34. Russian.
- Matveev V. [Devotees of Krishna – who are they?]. Nauka i religiya. 1990;10:25–28. Russian.
- Mitrokhin LN. Religii «novogo veka» [Religions of the «New age»]. Moscow: Sovetskaya Rossiya; 1985. 164 p. Russian.
- Tkacheva AA. «Novye religii» Vostoka [«New religions» of the East]. Moscow: Nauka; 1991. 216 p. Russian.
- Tkacheva AA. [Krishna Hare]. Aziya i Afrika segodnya. 1993;8:56–57. Russian.
- Balagushkin EG. Netraditsionnye religii v sovremennoi Rossii. Morfologicheskii analiz [Non-traditional religions in modern Russia. Morphological analysis]. Moscow: Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; 1999. 244 p. Russian.
- Safronova E. [The main directions of Zen Buddhism spread in Western countries]. In: Garadzha VI, editor. Voprosy nauchnogo ateizma. Vypusk 38. Mistitsizm: problemy analiza i kritiki [Questions of scientific atheism. Issue 38, Mysticism and problems of analysis and critics]. Moscow: Mysl’; 1989. p. 147–166. Russian.
- Panchenko AA. Khristovshchina i skopchestvo: fol’klor i traditsionnaya kul’tura russkikh misticheskikh sekt [Christendom and savings: folklore and the traditional culture of Russian mystical sects]. Moscow: OGI; 2004. 544 p. Russian.
- Kormina ZhV, Panchenko AA, Shtyrkov SA, editors. Izobretenie religii: desekulyarizatsiya v postsovetskom kontekste [The invention of religion: desecularisation in the post-Soviet context]. Saint Petersburg: Publishing House of European University; 2015. 280 p. Russian.
- Kormina ZhV, Panchenko AA, Shtyrkov SA, editors. Sny Bogoroditsy. Issledovaniya po antropologii religii [Dreams of the Virgin. Studies in the anthropology of religion]. Saint Petersburg: Publishing House of European University; 2006. 304 p. Russian.
- Turyshev O, Turysheva M. Se stoit sredi vas nekto, kotorogo vy ne znaete [Here stands among you someone whom you do not know]. Perm: IP Turyshev; 2012. 490 p. Russian.
- Turyshev O, Turysheva M. Besedy ctartsa Serafima i Aleshi [Conversations between the elder Seraphim and Alyosha]. Perm: IP Turyshev; 2014. 230 p. Russian.
- Dobbelaere K. Assesing secularisation theory. New Approaches to the Study of Religion. 2004;2:229–253.
- Afanasenko YaA. Sotsial'no-filosofskii analiz stanovleniya novoi religii [Social and philosophical analysis of the making of the new religion] [dissertation]. Perm: Perm State Technical University; 2000. 172 p. Russian.
- Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya. Slovo Bozhiei Materi detyam svoim. Vypusk 4 [Word of the Mother of God to her children. Issue 4]. Perm: Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya; 1995. 472 с. Russian.
- Dawson L. Anti-modernism, modernism, and postmodernism: struggling with the cultural significance of new religious movement. Sociological Analysis. 1998;59(2):2–139.
- Beloded VK. Bog est’ Slovo, polnoe blagodati i istiny: desyat’ lektsii-propovedei o vnutrennem smysle Biblii [God is the Word, full of grace and truth: ten sermon lectures on the inner meaning of the Bible]. Perm: Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya; 1994. 220 p. Russian.
- Beloded VK. Svyataya kniga lyubvi [Holy book of love]. Perm: Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya; 1998. 2017 p. Russian.
- Turyshev O, Turysheva M. Ne umolknut Pesni. Sbornik molitv [Songs will not be silenced. Collection of prayers]. Perm: IP Turyshev; 2017. 324 p. Russian.
- Beloded VK. I sotvoril Bog cheloveka po obrazu svoemu… Kniga 2 [And God created man in his own image...Вook 2]. Perm: Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya; 1996. 260 p. Russian.
- Turyshev O, Turysheva M. [Elbrus]. In: Turyshev O, Turysheva M. Kamennyi poyas. Poemy [Stone belt. Poems]. Perm: IP Turyshev; 2013. p. 2–52. Russian.
- Turyshev O, Turysheva M. Skazki Materi Bozhiei [Tales of the Mother of God]. Perm: IP Turyshev; 2017. 258 p. Russian.
- Beloded VK. Slovo Materi Bozhiei o velikom i slavnom deyanii Bozhestvennoi Premudrosti… Vypusk 48 [Word of the Mother of God about the great and glorious deed of Divine Wisdom... Issue 48]. Perm: Obshchestvo dukhovnogo prosveshcheniya; 1997. 243 p. Russian.
- Stepanova EA. [Religion as a symbol of the new way of Russia]. Diskurs: teoreticheskii i prakticheskii al’manakh. 2007;1:95–99. Russian.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).