Информационная культура преподавателей Белорусского государственного университета
Аннотация
Рассматриваются ключевые аспекты изучения информационной культуры в современных условиях. Отмечается, что до сих пор нет единого научного подхода к интерпретации информационной культуры как социального феномена. Анализируется его связь с функциональной грамотностью личности. Утверждается, что в контексте трансформации всех сфер общественной жизни требования к информационной культуре современного человека постоянно повышаются. Подчеркивается, что в условиях ускоряющейся цифровизации высшего образования значимость информационной культуры как обязательного элемента профессиональной компетентности преподавателей университетов будет только расти. Отражаются позиции специалистов по вопросу о структуре информационной культуры преподавателя высшей школы. Выделяются и характеризуются ее основные уровни: познавательный, ценностный и поведенческий. Репрезентируются результаты социологического исследования «Информационная культура преподавателей БГУ в условиях цифровизации образования», проведенного весной 2023 г. в Белорусском государственном университете. Материалы онлайн-опроса показывают, что преподаватели университета достаточно высоко оценивают свои компетенции в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в частности и взаимодействия с информационной образовательной средой в целом. Приводятся мнения преподавателей БГУ по поводу главных преимуществ и недостатков интернет-коммуникации. Характеризуется частота использования преподавателями информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий. Особое внимание уделяется мотивационно-ценностному и коммуникативно-этическому компонентам информационной культуры преподавателей.
Литература
- Druzhilov SA. «Polluted» the information environment and the problems of psychological health of personality. Modern High Technologies [Internet]. 2013 [cited 2023 December 1];4:89–92. Available from: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31614. Russian.
- Zankova EYu, Yaschuk EV. Forming of information culture of modern high school teacher. Vestnik TGPI [Internet]. 2012 [cited 2023 December 1];1:24–28. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-sovremennogo-prepodavatelya-vysshey-shkoly. Russian.
- Sergienko IV, Krymova MA. Information culture of the teacher in the conditions of electronic education. Pedagogical Journal of Bashkortostan [Internet]. 2017 [cited 2023 December 1];2:36–42. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-prepodavatelya-v-usloviyah-elektronnogo-obrazovaniya. Russian.
- Kur’yan ML. [Analysis the impact of information culture on the educational reference points]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Internet]. 2017 [cited 2023 December 1];1:4–10. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vozdeystviya-informatsionnoy-kultury-na-obrazovatelnye-orientiry-lichnosti. Russian.
- Kurilovich NV. Functional illiteracy as a category of sociology of education. Vesci BDPU. Seryja 2, Gistoryja. Filasofija. Palitalogija. Sacyjalogija. Jekanomika. Kul’turalogija. 2020;1:66–70. Russian.
- Leontyeva AV, Kovaleva NV, Khatit FR. Digital culture as an innovative component of a teacher’s professional activity. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2022;2:49–56. Russian. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56.
- Titarenko LG. Virtualization of education in a digital economy. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;1:23–30. Russian.
- Pronina LA. Information culture of university lecturer in conditions of education modernization. Tambov Universitety Review. Series: Humanities [Internet]. 2012 [cited 2023 December 1];4:293–299. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya. Russian.
- Kotenko VV, Getman NA, Kotenko EN. Information culture of a university teacher in modern conditions. Modern High Technologies [Internet]. 2021 [cited 2023 December 1];11:354–358. Available from: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38938. Russian.
- Titarenko LG. Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;1:33–41. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
- Kuzmin SV. Use of digital technologies in the higher education system: student attitude. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2023;1:82–90. Russian.
- Titarenko LG, Saiganova VS, Avetisyan PS, Zaslavskaya MI, Kolyadko IN, Kuzmin SV, et al. Vysshee obrazovanie v usloviyakh pandemii COVID19: filosofskie i sotsiologicheskie aspekty [Higher education in the context of the COVID-19 pandemic: philosophical and sociological aspects]. Minsk: Belarusian State University; 2023. 167 p. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).