Ответ университетов на новые вызовы времени: синтез традиций и новаций
Аннотация
Рассматриваются вызовы, стоящие перед современным университетским образованием. Подчеркивается важная миссия высшей школы в формировании идеалов будущего. Отмечается, что белорусская система высшего образования, являясь наследницей советских практик обучения, представляет собой самобытный национальный феномен, созданный с учетом государственных потребностей и культурных традиций населения. Экономические и политические институты формируют заказ на подготовку специалистов, задают приоритеты государственной поддержки в сфере экономики, определяют ситуацию на рынке труда. Главной проблемой постсоветских систем высшего образования является прежде всего отказ от собственного опыта подготовки специалистов. Заимствование западных образцов учебных программ без должной экспертизы и адаптации, поспешность и формализм в образовательном процессе привели к упадку системы высшего образования, утрате авторитета преподавателя высшей школы в глазах общественности. Сегодня возникла необходимость в разработке своеобразной дорожной карты будущего образования как элемента национальной культуры. Усовершенствованная модель образования должна эффективно использовать современные технологические среды, продуктивно отвечать на запросы экономики и общества, являть собой синтез традиций и новаций. Повышенное внимание к системе образования обусловлено тем, что именно в университетских сменах формируются жизненные смыслы и ценности молодого поколения, позволяющие ему адаптироваться к вызовам времени.
Литература
- Kuz’minov YaI, Yudkevich MM. Universitety v Rossii: kak eto rabotaet [Universities in Russia: how it works]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2021. 616 p. Russian.
- Zapesotskii AS. [Reforming the system of higher education: problems and pain points]. In: Khabrieva TYa, editor; Zapesotskii AS, compiler. Obshchestvennye nauki i razvitie vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnaya nauchnoprakticheskaya konferentsiya; 22 sentyabrya 2023 g.; SanktPeterburg, Rossiya [Social sciences and the development of higher education. International scientific and practical conference; 2023 September 22; Saint Petersburg, Russia]. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences; 2023. p. 36–42. Russian.
- Gorshkov MK, Komissarov SN, Karpukhin OI. Na perelome vekov: sotsiodinamika rossiiskoi kul’tury [On the turn of the century: sociodynamics of Russian culture]. Moscow: FNISTs RAN; 2022. 703 p. Russian.
- Pruzhinin BI, Shchedrina TG, Shchedrina IO. Social software in the student audience: motivation for learning. Voprosy filosofii. 2023;10:5–15. Russian. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15.
- Vodopianov PA. Na perelome ehpokh: vybor strategii sozidaniya budushchego [At the turn of the epoch: choosing a strategy for creating the future]. Minsk: Belaruskaja navuka; 2023. 469 p. Russian.
- Mironov VV. Metafizika ne umiraet: izbrannye stat’i, vystupleniya i interv’yu [Metaphysics never dies: selected articles, speeches and interviews]. Moscow: RG-press; 2020. 488 p. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).