Множественное регрессионное моделирование: современное пространственное планирование и экономическое моделирование индустрии туризма (на примере Шекинского района)

  • Нофал Артунов Институт географии Азербайджана, пр. Г. Джавида, 115, AZ 1143, г. Баку, Азербайджан

Аннотация

Проведены тщательный анализ территориального планирования туристической отрасли и множественный регрессионный анализ доходов от туризма в Шекинском районе за 2010–2021 гг. Основной задачей исследования стало выявление факторов, влияющих на формирование доходов в туристической отрасли в контексте регионализации и современного направления развития туризма. Для достижения поставленной цели были изучены существующие теоретические подходы к территориальному планированию туризма, рассмотрены достоинства и недостатки туристической отрасли, проанализирована последовательность планирования. При исследовании факторов, влияющих на туризм, применялись методы сравнительного, регрессионного и корреляционного анализа, а окончательный вариант математической статистической модели был получен на основе использования последовательных моделей путем выдвижения гипотез. В ходе исследования установлено, что количество гостиничных номеров и иностранных туристов является основным фактором формирования доходов. Предложенная модель имела следующие характеристики: p < 0,005 и R2 = 0,4886, что сделало ее окончательным вариантом. В работе подчеркивается важность глубокого изучения текущих и будущих ситуаций любого исследовательского направления, а также рассмотрения таких вопросов планирования туризма, как эффективное использование ресурсов и прогнозирование доходов. Вышесказанное свидетельствует о том, что сокращение доходов от туризма связано прежде всего со снижением интереса иностранцев, вызванного ростом цен на проживание в гостиницах и питание. Кроме того, в настоящее время лидируют регионы Габала и Гах, при этом туристические потоки направлены в сторону от Шекинского района. В целом результаты проведенного исследования дают ценную информацию о факторах, влияющих на доходы от туризма в Шекинском районе, что может способствовать принятию решений в индустрии туризма. Сделанные выводы помогут заинтересованным сторонам определить ключевые точки роста индустрии и принять соответствующие меры для привлечения большего количества туристов, а также увеличения доходов.

Биография автора

Нофал Артунов, Институт географии Азербайджана, пр. Г. Джавида, 115, AZ 1143, г. Баку, Азербайджан

кандидат географических наук; научный сотрудник кафедры экономической и политической географии

 

Литература

  1. Eminov ZN. Kurort-turizm təsərrüfatı, Azərbaycan respublikasının coğrafiyası. In: Mammadov RM, editor. İqtisadi, sosial və siyasi coğrafiya. Bakı: Avropa Nəşriyyatı; 2015. s. 271–277. Azerbaijani.
  2. Holloway J. The business of tourism. Harlow: Longman; 1998. 350 p.
  3. Mill R, Morrison A. The tourism system: an introductory text. Dubuque: Kendell Hunt Publishing Co.; 1998. 387 p.
  4. Pender L, Sharpley R, editors. The management of tourism. Thousand Oaks: SAGE Publications; 2005. 384 p.
  5. Lang R. Planning for integrated development. In: Dykeman FW, editor. Papers of the conference on integrated development beyond the city; 1985 June 14–16; Sackville, Canada. Sackville: Mount Allison University; 1985. p. 81–104.
  6. Mason P. Tourism: environment and development perspectives. Godalming: World Wide Fund for Nature; 1995. 104 p.
  7. Roday S, Biwal A, Joshi V. Tourism operations and management. Oxford: Oxford University Press; 2010. 502 p.
  8. Ezani J. Strategies for development: the role of planning in tourism [Internet; cited 2015 Arpil 2]. Available from: http://www.enugustatetourismboard.com/p.php.
  9. Gee C, Sola EF. International tourism: a global perspective. Madrid: World Tourism Organisation; 1997. 406 p.
  10. Risteskia M, Kocevskia J, Arnaudov K. Spatial planning and sustainable tourism as basis for developing competitive tourist destinations. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2012;44:375–386.
  11. Vasilevska L, Vasić M. Strategic planning as a regional development policy mechanism: European context. Spatium. 2009;21:19–26.
  12. Chettiparamb A, Thomas H. Tourism and spatial planning. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2012;4(3):215–220. DOI: 10.1080/19407963.2012.726157.
  13. Dede OM, Ayten AM. The role of spatial planning for sustainable tourism development: a theoretical model for Turkey. Tourism: an International Interdisciplinary Journal. 2012;60(4):431–445.
  14. Şahinler S. The basic principles of fitting linear regression model by least squares method. Journal of Agricultural Faculty of the Mustafa Kemal University. 2000;5(1–2):57–73. Turkish.
  15. Wu DC, Li G, Song H. Econometric modelling and forecasting of tourism demand, methods and applications. London: Routledge; 2023. 327 p. DOI: 10.4324/9781003269366.
  16. McGehee NG, Andereck KL. Factors predicting rural residents’ support of tourism. Journal of Travel Research. 2004;43(2):131–140. DOI: 10.1177/0047287504268234.
  17. Sheldon PJ, Var T. Tourism forecasting: the state-of-the-art. Discussion Paper Series. 1985;4(2):183–195. DOI: 10.1002/for.3980040207.
  18. Getz D. Models in tourism planning. Tourism Management. 1986;7(1):21–32.
  19. Weston R, Gore PA Jr. A brief guide to structural equation modeling. The Counselling Psychologist. 2006;34(5):719–751. DOI: 10.1177/0011000006286345.
  20. Anderson JC, Gerbing DW. Structural equation modeling in practice: a review and recommended two-step approach. Psychological Bulletin. 1988;103(3):411–423. DOI: 10.1037/0033-2909.103.3.411.
  21. Tasci AD. Assessment of factors influencing destination image using a multiple regression model. Tourism Review. 2007;62(2):23–30. DOI: 10.1108/16605370780000311.
  22. Lee JW, Manorungrueangrat P. Regression analysis with dummy variables: innovation and firm performance in the tourism industry. In: Rezaei S, editor. Quantitative Tourism Research in Asia. Singapore: Springer; 2019. p. 113–130. DOI: 10.1007/978-981-13-2463-5_6.
  23. Hara T. Quantitative tourism industry analysis. Oxford: Butterworth – Heinemann; 2008. 282 p.
  24. Costa J, Ferrone L. Sociocultural perspectives on tourism planning and development. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 1995;7(7):4–9. DOI: 10.1108/09596119510101877.
  25. Ahn B, Lee B, Shafer CS. Operationalising sustainability in regional tourism planning: an application of the limits of acceptable change framework. Tourism Management. 2002;23(1):1–15.
  26. Bowerman BL, O’Connell RT, Murphree ES, Orris JB. İşletme İstatistiğinin Temelleri. Ankara: Nobel Akademik Yayıncılık; 2013.736 p. Turkish.
  27. Erilli NA, Alakuş K. Parameter estimation in Theil-Sen regression analysis with Jackknife method. Eurasian Econometrics, Statistics & Emprical Economics Journal. 2016;5:28–41.
  28. Nunkoo R, Ramkissoon H. Structural equation modelling and regression analysis in tourism research. Current Issues in Tourism. 2012;15(8):777–802. DOI: 10.1080/13683500.2011.641947.
  29. Zaman T, Alakus K. Comparison of resampling methods in multiple linear regression. Journal of Science and Arts. 2019;19(1):91–104.
  30. Magnello ME. Karl Pearson and the establishment of mathematical statistics. International Statistical Review. 2009;77(1):3–29. DOI: 10.1111/j1751-5823.2009.00073.x.
  31. Deng L, Pei J, Ma J, Lee DL. A rank sum test method for informative gene discovery. In: Won K, Kohavi R, editors. Proceedings of the tenth ACM SIGKDD International conference on knowledge discovery and data mining; 2004 August 22–25; Seattle, USA. New York: Association for Computing Machinery; 2004. p. 410–419. DOI: 10.1145/1014052.1014099.
  32. Cui W, Sun Z, Ma H, Wu S. The correlation analysis of atmospheric model accuracy based on the Pearson correlation criterion. IOP Conference. Series: Materials Science and Engineering. 2020;780(3):32–45. DOI: 10.1088/1757-899X/780/3/032045.
  33. Weston J, Elisseeff A, Schölkopf B, Tipping M. Use of the zero norm with linear models and kernel methods. The Journal of Machine Learning Research. 2003;3:1439−1461.
  34. Zaid MA. Correlation and regression analysis. Ankara: Statistical Economic and Research and Training Centre for Islamic Countries; 2015. 33 p.
  35. Gupta SC, Kapoor VK. Fundamentals of mathematical statistics. Mumbai: Sultan Chand and Sons; 2014. 1303 p.
  36. Gunn CA. Tourism planning. New York: Taylor and Francis; 1988. 464 p.
Опубликован
2023-12-28
Ключевые слова: пространственное планирование, индустрия туризма, регрессионная модель, Шекинский район, прогнозирование, планирование туризма
Поддерживающие организации Автор выражает благодарность анонимным рецензентам издания за ценные рекомендации, которые помогли улучшить теоретическую часть исследования.
Как цитировать
Артунов, Н. (2023). Множественное регрессионное моделирование: современное пространственное планирование и экономическое моделирование индустрии туризма (на примере Шекинского района). Журнал Белорусского государственного университета. География. Геология, 2, 80-89. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/geography/article/view/6071