Множественное регрессионное моделирование: современное пространственное планирование и экономическое моделирование индустрии туризма (на примере Шекинского района)
Аннотация
Проведены тщательный анализ территориального планирования туристической отрасли и множественный регрессионный анализ доходов от туризма в Шекинском районе за 2010–2021 гг. Основной задачей исследования стало выявление факторов, влияющих на формирование доходов в туристической отрасли в контексте регионализации и современного направления развития туризма. Для достижения поставленной цели были изучены существующие теоретические подходы к территориальному планированию туризма, рассмотрены достоинства и недостатки туристической отрасли, проанализирована последовательность планирования. При исследовании факторов, влияющих на туризм, применялись методы сравнительного, регрессионного и корреляционного анализа, а окончательный вариант математической статистической модели был получен на основе использования последовательных моделей путем выдвижения гипотез. В ходе исследования установлено, что количество гостиничных номеров и иностранных туристов является основным фактором формирования доходов. Предложенная модель имела следующие характеристики: p < 0,005 и R2 = 0,4886, что сделало ее окончательным вариантом. В работе подчеркивается важность глубокого изучения текущих и будущих ситуаций любого исследовательского направления, а также рассмотрения таких вопросов планирования туризма, как эффективное использование ресурсов и прогнозирование доходов. Вышесказанное свидетельствует о том, что сокращение доходов от туризма связано прежде всего со снижением интереса иностранцев, вызванного ростом цен на проживание в гостиницах и питание. Кроме того, в настоящее время лидируют регионы Габала и Гах, при этом туристические потоки направлены в сторону от Шекинского района. В целом результаты проведенного исследования дают ценную информацию о факторах, влияющих на доходы от туризма в Шекинском районе, что может способствовать принятию решений в индустрии туризма. Сделанные выводы помогут заинтересованным сторонам определить ключевые точки роста индустрии и принять соответствующие меры для привлечения большего количества туристов, а также увеличения доходов.
Литература
- Eminov ZN. Kurort-turizm təsərrüfatı, Azərbaycan respublikasının coğrafiyası. In: Mammadov RM, editor. İqtisadi, sosial və siyasi coğrafiya. Bakı: Avropa Nəşriyyatı; 2015. s. 271–277. Azerbaijani.
- Holloway J. The business of tourism. Harlow: Longman; 1998. 350 p.
- Mill R, Morrison A. The tourism system: an introductory text. Dubuque: Kendell Hunt Publishing Co.; 1998. 387 p.
- Pender L, Sharpley R, editors. The management of tourism. Thousand Oaks: SAGE Publications; 2005. 384 p.
- Lang R. Planning for integrated development. In: Dykeman FW, editor. Papers of the conference on integrated development beyond the city; 1985 June 14–16; Sackville, Canada. Sackville: Mount Allison University; 1985. p. 81–104.
- Mason P. Tourism: environment and development perspectives. Godalming: World Wide Fund for Nature; 1995. 104 p.
- Roday S, Biwal A, Joshi V. Tourism operations and management. Oxford: Oxford University Press; 2010. 502 p.
- Ezani J. Strategies for development: the role of planning in tourism [Internet; cited 2015 Arpil 2]. Available from: http://www.enugustatetourismboard.com/p.php.
- Gee C, Sola EF. International tourism: a global perspective. Madrid: World Tourism Organisation; 1997. 406 p.
- Risteskia M, Kocevskia J, Arnaudov K. Spatial planning and sustainable tourism as basis for developing competitive tourist destinations. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2012;44:375–386.
- Vasilevska L, Vasić M. Strategic planning as a regional development policy mechanism: European context. Spatium. 2009;21:19–26.
- Chettiparamb A, Thomas H. Tourism and spatial planning. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2012;4(3):215–220. DOI: 10.1080/19407963.2012.726157.
- Dede OM, Ayten AM. The role of spatial planning for sustainable tourism development: a theoretical model for Turkey. Tourism: an International Interdisciplinary Journal. 2012;60(4):431–445.
- Şahinler S. The basic principles of fitting linear regression model by least squares method. Journal of Agricultural Faculty of the Mustafa Kemal University. 2000;5(1–2):57–73. Turkish.
- Wu DC, Li G, Song H. Econometric modelling and forecasting of tourism demand, methods and applications. London: Routledge; 2023. 327 p. DOI: 10.4324/9781003269366.
- McGehee NG, Andereck KL. Factors predicting rural residents’ support of tourism. Journal of Travel Research. 2004;43(2):131–140. DOI: 10.1177/0047287504268234.
- Sheldon PJ, Var T. Tourism forecasting: the state-of-the-art. Discussion Paper Series. 1985;4(2):183–195. DOI: 10.1002/for.3980040207.
- Getz D. Models in tourism planning. Tourism Management. 1986;7(1):21–32.
- Weston R, Gore PA Jr. A brief guide to structural equation modeling. The Counselling Psychologist. 2006;34(5):719–751. DOI: 10.1177/0011000006286345.
- Anderson JC, Gerbing DW. Structural equation modeling in practice: a review and recommended two-step approach. Psychological Bulletin. 1988;103(3):411–423. DOI: 10.1037/0033-2909.103.3.411.
- Tasci AD. Assessment of factors influencing destination image using a multiple regression model. Tourism Review. 2007;62(2):23–30. DOI: 10.1108/16605370780000311.
- Lee JW, Manorungrueangrat P. Regression analysis with dummy variables: innovation and firm performance in the tourism industry. In: Rezaei S, editor. Quantitative Tourism Research in Asia. Singapore: Springer; 2019. p. 113–130. DOI: 10.1007/978-981-13-2463-5_6.
- Hara T. Quantitative tourism industry analysis. Oxford: Butterworth – Heinemann; 2008. 282 p.
- Costa J, Ferrone L. Sociocultural perspectives on tourism planning and development. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 1995;7(7):4–9. DOI: 10.1108/09596119510101877.
- Ahn B, Lee B, Shafer CS. Operationalising sustainability in regional tourism planning: an application of the limits of acceptable change framework. Tourism Management. 2002;23(1):1–15.
- Bowerman BL, O’Connell RT, Murphree ES, Orris JB. İşletme İstatistiğinin Temelleri. Ankara: Nobel Akademik Yayıncılık; 2013.736 p. Turkish.
- Erilli NA, Alakuş K. Parameter estimation in Theil-Sen regression analysis with Jackknife method. Eurasian Econometrics, Statistics & Emprical Economics Journal. 2016;5:28–41.
- Nunkoo R, Ramkissoon H. Structural equation modelling and regression analysis in tourism research. Current Issues in Tourism. 2012;15(8):777–802. DOI: 10.1080/13683500.2011.641947.
- Zaman T, Alakus K. Comparison of resampling methods in multiple linear regression. Journal of Science and Arts. 2019;19(1):91–104.
- Magnello ME. Karl Pearson and the establishment of mathematical statistics. International Statistical Review. 2009;77(1):3–29. DOI: 10.1111/j1751-5823.2009.00073.x.
- Deng L, Pei J, Ma J, Lee DL. A rank sum test method for informative gene discovery. In: Won K, Kohavi R, editors. Proceedings of the tenth ACM SIGKDD International conference on knowledge discovery and data mining; 2004 August 22–25; Seattle, USA. New York: Association for Computing Machinery; 2004. p. 410–419. DOI: 10.1145/1014052.1014099.
- Cui W, Sun Z, Ma H, Wu S. The correlation analysis of atmospheric model accuracy based on the Pearson correlation criterion. IOP Conference. Series: Materials Science and Engineering. 2020;780(3):32–45. DOI: 10.1088/1757-899X/780/3/032045.
- Weston J, Elisseeff A, Schölkopf B, Tipping M. Use of the zero norm with linear models and kernel methods. The Journal of Machine Learning Research. 2003;3:1439−1461.
- Zaid MA. Correlation and regression analysis. Ankara: Statistical Economic and Research and Training Centre for Islamic Countries; 2015. 33 p.
- Gupta SC, Kapoor VK. Fundamentals of mathematical statistics. Mumbai: Sultan Chand and Sons; 2014. 1303 p.
- Gunn CA. Tourism planning. New York: Taylor and Francis; 1988. 464 p.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. География. Геология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).