Феминизм Марии Спартали-Стиллман против гендерных стереотипов искусства Братства прерафаэлитов
Аннотация
В середине XIX в. в Великобритании королева Виктория навязывала свою новую систему этических правил в социальной и культурной сферах, явно обостряя и без того глубокие различия гендерных стереотипов. Художникипрерафаэлиты отреагировали на «стерильный» способ живописи, продиктованный академиями художеств, с точки зрения как тематологии, так и техники, предложив новый, революционный, способ живописи, но не смогли избежать монолитной культуры гендерных стереотипов. Несмотря на свои новаторские художественные идеи и достижения, прерафаэлитам не удалось преодолеть социально-системные взгляды, и поэтому образы их героинь часто отождествлялись с униженным положением викторианской женщины. Однако искусство в различных формах, исполняемое в основном женщинами, сыграло особенно важную роль в создании нескольких типов феминизма и в отчаянной попытке помочь викторианской женщине отстоять свои права как в домашней, так и в общественной сфере. Цель этой статьи – изучить и прокомментировать роль Марии Спартали-Стиллман, одной из самых харизматичных моделей Братства прерафаэлитов, а позже и самой известной художницы, в живописной сцене того времени. На основании своих личных и профессиональных отношений с прерафаэлитами и посредством глубокого анализа избранных картин автор пытается пролить свет на то, как М. Спартали-Стиллман удалось представить подрывные феминистские взгляды в своей работе, следуя в некотором смысле феминистическим путем других художников-женщин того времени. Также были пересмотрены условия, при которых художник мог создавать образ доминирующей, самодостаточной и сильной, противостоящей предопределенным социальным ролям женщины.
Литература
- Gombrich EH. The story of art. London: Phaidon Press; 1995. 512 p.
- Garnett H. Wives and stunners: the Pre-Raphaelites and their muses. Hampshire: Pan Macmillan; 2013. 318 p.
- Marsh J, Funnell P, Gere C, Nunn PG, Smith A. Pre-Raphaelite sisters. London: National Portrait Gallery Publications; 2019. 208 p.
- Marsh CW. Recollections 1837–1910. Chicago: Chicago Press; 1910. 298 p.
- Nsaidzedze I. An overview of feminism in the Victorian period [1832–1901]. American Research Journal of English and Literature. 2017;3(1):1–18. DOI: 10.21694/2378-9026.17012.
- Elliott DB. A Pre-Raphaelite marriage: the lives and works of Marie Spartali-Stillman and William James Stillman. Woodbridge: Antique Collectors Club; 2006. 247 p.
- Tennyson A. The lady of Shalott: the Longman anthology of British literature. Volume 2b. H. Henderson, W. Sharpe, editors. London: Pearson Education Inc.; 2010. 1650 p.
- Rose A. Pre-Raphaelite portraits. Oxford: Oxford Illustrated Press; 1981. 144 p.
- Nunn PG. Stillman [née Spartali], Marie (1844–1927). Oxford Dictionary of National Biography [Internet]. Oxford: Oxford University Press; c2021 [cited 15.01.2021]. Available from: https://www.oxforddnb.com/view/10.1093/ref:odnb/9780198614128.001.0001/odnb-9780198614128-e-38009. DOI: 10.1093/ref:odnb/38009.
- Treuherz J. Ford Madox Brown: Pre-Raphaelite pioneer. London: Philip Wilson Publishers Ltd.; 2011. 65 p.
- Ford C. Julia Margaret Cameron: a critical biography. London: National Portrait Gallery Publications; 2003. 11 p.
- Rosen J. Julia Margaret Cameron’s «fancy subjects»: photographic allegories of Victorian identity and empire. Manchester: Manchester University Press; 2016. 336 p. DOI: 10.2307/j.ctt1mf71jc.
- Chapman A, Stabler J, editors. Unfolding the south. Nineteenth-century British women writers and artists in Italy. Manchester: Manchester University Press; 2003. 160 p.
- Gustin ML. Wisdom holds the Spartium: a closer look at the Lady Prays-Desire. Aspectus: a Journal of Visual Culture. 2020;2:12.
- Oberhausen J. Art union: Marie Spartali-Stillman and William James Stillman. British Art Journal. 2006;7(1):88–89.
- Waterman AB. Neo-Pre-Raphaelitism: the final generations. Washington: University of Washington; 2016. 45 p.
- Casteras S. The Pre-Raphaelite legacy to symbolism. New Jersey: Fairleigh Dickinson University Press; 1995. 39 p.
- Rossetti C. Selected poems of Christina Rossetti. Ware: Wordsworth Editions Ltd.; 2001. 5 p.
Copyright (c) 2021 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).