Феминизм Марии Спартали-Стиллман против гендерных стереотипов искусства Братства прерафаэлитов

  • Йоханнис Цумас Университет Западной Аттики, ул. А. Спиридонос, 28, 12243 Эгалео, Афины, Греция https://orcid.org/0000-0002-2324-1320
  • Элени Гемту Афинский национальный университет им. Каподистрии, Панепистимиополис, 15771 Илисия, Афины, Греция

Аннотация

В середине XIX в. в Великобритании королева Виктория навязывала свою новую систему этических правил в социальной и культурной сферах, явно обостряя и без того глубокие различия гендерных стереотипов. Художникипрерафаэлиты отреагировали на «стерильный» способ живописи, продиктованный академиями художеств, с точки зрения как тематологии, так и техники, предложив новый, революционный, способ живописи, но не смогли избежать монолитной культуры гендерных стереотипов. Несмотря на свои новаторские художественные идеи и достижения, прерафаэлитам не удалось преодолеть социально-системные взгляды, и поэтому образы их героинь часто отождествлялись с униженным положением викторианской женщины. Однако искусство в различных формах, исполняемое в основном женщинами, сыграло особенно важную роль в создании нескольких типов феминизма и в отчаянной попытке помочь викторианской женщине отстоять свои права как в домашней, так и в общественной сфере. Цель этой статьи – изучить и прокомментировать роль Марии Спартали-Стиллман, одной из самых харизматичных моделей Братства прерафаэлитов, а позже и самой известной художницы, в живописной сцене того времени. На основании своих личных и профессиональных отношений с прерафаэлитами и посредством глубокого анализа избранных картин автор пытается пролить свет на то, как М. Спартали-Стиллман удалось представить подрывные феминистские взгляды в своей работе, следуя в некотором смысле феминистическим путем других художников-женщин того времени. Также были пересмотрены условия, при которых художник мог создавать образ доминирующей, самодостаточной и сильной, противостоящей предопределенным социальным ролям женщины.

Биографии авторов

Йоханнис Цумас, Университет Западной Аттики, ул. А. Спиридонос, 28, 12243 Эгалео, Афины, Греция

доктор истории искусства и дизайна; адъюнкт-профессор школы прикладного искусства и культуры факультета внутренней архитектуры

Элени Гемту, Афинский национальный университет им. Каподистрии, Панепистимиополис, 15771 Илисия, Афины, Греция

доктор искусствоведения и истории науки; доцент кафедры истории и философии науки школы науки

Литература

  1. Gombrich EH. The story of art. London: Phaidon Press; 1995. 512 p.
  2. Garnett H. Wives and stunners: the Pre-Raphaelites and their muses. Hampshire: Pan Macmillan; 2013. 318 p.
  3. Marsh J, Funnell P, Gere C, Nunn PG, Smith A. Pre-Raphaelite sisters. London: National Portrait Gallery Publications; 2019. 208 p.
  4. Marsh CW. Recollections 1837–1910. Chicago: Chicago Press; 1910. 298 p.
  5. Nsaidzedze I. An overview of feminism in the Victorian period [1832–1901]. American Research Journal of English and Literature. 2017;3(1):1–18. DOI: 10.21694/2378-9026.17012.
  6. Elliott DB. A Pre-Raphaelite marriage: the lives and works of Marie Spartali-Stillman and William James Stillman. Woodbridge: Antique Collectors Club; 2006. 247 p.
  7. Tennyson A. The lady of Shalott: the Longman anthology of British literature. Volume 2b. H. Henderson, W. Sharpe, editors. London: Pearson Education Inc.; 2010. 1650 p.
  8. Rose A. Pre-Raphaelite portraits. Oxford: Oxford Illustrated Press; 1981. 144 p.
  9. Nunn PG. Stillman [née Spartali], Marie (1844–1927). Oxford Dictionary of National Biography [Internet]. Oxford: Oxford University Press; c2021 [cited 15.01.2021]. Available from: https://www.oxforddnb.com/view/10.1093/ref:odnb/9780198614128.001.0001/odnb-9780198614128-e-38009. DOI: 10.1093/ref:odnb/38009.
  10. Treuherz J. Ford Madox Brown: Pre-Raphaelite pioneer. London: Philip Wilson Publishers Ltd.; 2011. 65 p.
  11. Ford C. Julia Margaret Cameron: a critical biography. London: National Portrait Gallery Publications; 2003. 11 p.
  12. Rosen J. Julia Margaret Cameron’s «fancy subjects»: photographic allegories of Victorian identity and empire. Manchester: Manchester University Press; 2016. 336 p. DOI: 10.2307/j.ctt1mf71jc.
  13. Chapman A, Stabler J, editors. Unfolding the south. Nineteenth-century British women writers and artists in Italy. Manchester: Manchester University Press; 2003. 160 p.
  14. Gustin ML. Wisdom holds the Spartium: a closer look at the Lady Prays-Desire. Aspectus: a Journal of Visual Culture. 2020;2:12.
  15. Oberhausen J. Art union: Marie Spartali-Stillman and William James Stillman. British Art Journal. 2006;7(1):88–89.
  16. Waterman AB. Neo-Pre-Raphaelitism: the final generations. Washington: University of Washington; 2016. 45 p.
  17. Casteras S. The Pre-Raphaelite legacy to symbolism. New Jersey: Fairleigh Dickinson University Press; 1995. 39 p.
  18. Rossetti C. Selected poems of Christina Rossetti. Ware: Wordsworth Editions Ltd.; 2001. 5 p.
Опубликован
2021-05-07
Ключевые слова: прерафаэлиты, Мария Спартали-Стиллман, живопись, Викторианская эпоха, гендерные стереотипы, феминизм
Как цитировать
Цумас Й., Гемту Э. Феминизм Марии Спартали-Стиллман против гендерных стереотипов искусства Братства прерафаэлитов // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2021. 2. СС. 48-60.