Социально-правовое положение учителей средних учебных заведений Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в.

  • Валентина Михайловна Острога Белорусский государственный технологический университет, ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Отмечено, что к середине ХIХ в. правительственная политика в сфере народного образования России не соответствовала назревшим потребностям социально-экономического и культурного развития страны. Школьная реформа 1864 г. дала толчок для модернизации существовавшей системы просвещения, остро поставив на повестку дня проблему обеспечения учебных заведений всех типов квалифицированными педагогическими кадрами. Социальный статус преподавателей средних учебных заведений определяла широкая нормативно-правовая база, которая устанавливала круг прав и обязанностей учащего (законы, указы, постановления, распоряжения, циркуляры, уставы, инструкции и т. д.), а также определяла уровень материального дохода – степень обеспеченности жизни и достатка, показатель престижа и положения в обществе представителей этой интеллигентной профессии. Рассмотрено социально-правовое положение преподавателей средних учебных заведений Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Осуществлен сравнительный анализ статуса учителей средних и начальных учебных заведений.

Биография автора

Валентина Михайловна Острога, Белорусский государственный технологический университет, ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры истории Беларуси и политологии

Литература

  1. Korchinsky I. Lichnost’ uchitelya nachal’noi tserkovnoi shkoly [The personality of the teacher of primary Church school]. Hrodna: Gubernskaya tipografiya; 1901. 12 p. Russian.
  2. Rodevich MV. Sbornik deistvuyushchikh postanovlenii i rasporyazhenii po zhenskim gimnaziyam i progimnaziyam Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Collection of existing ordinances and regulations on women’s gymnasiums and schools of the Ministry of Public Education]. Saint Petersburg: Doctor’s M. A. Khan tipography; 1884. 88 p. Russian.
  3. [Restrictions for persons in the service of]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 2 [A handbook on public education. 1899–1911. Volume 2]. Saint Petersburg: Znaniya; 1901. p. 715–1538. Russian.
  4. Suchkov IV. [Social and spiritual appearance of Russian teaching at the turn of the XIX–XX centuries]. Otechestvennaya istoriya. 1995;1:62–77. Russian.
  5. [Rules about asking for the Highest awards. Extract from approved orders and other distinctions]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 2 [Handbook for public education. 1899–1911. Volume 2]. Saint Petersburg: Znanie; 1901. p. 715–1538. Russian.
  6. [Dismissal in releases from posts and from the service]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 2 [Handbook for public education. 1899–1911. Volume 2]. Saint Petersburg: Znanie; 1901. p. 715–1538. Russian.
  7. Zubkov IV. Rossiiskoe uchitel’stvo: povsednevnaya zhizn’ prepodavatelei zemskikh shkol, gimnazii i real’nykh uchilishch. 1870–1916 [Russian teaching: daily life of teachers of Zemstvo schools, gymnasiums and real schools. 1870–1916]. Moscow: Novyi khronograf; 2010. 528 p. Russian.
  8. [Extract from the Charter of military conscription]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 1 [A book on public education. 1899–1911. Volume 1]. Saint Petersburg: Znanie; 1899. p. 1–713. Russian.
  9. [About adoption in the civil service and determining the positions]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 2 [Handbook for public education. 1899–1911. Volume 2]. Saint Petersburg: Znanie; 1901. p. 715–1538. Russian.
  10. [About pensions and one-time allowances for the educational part of the Ministry of Public Education]. In: Falbork GA, Charnolusky V. Nastol’naya kniga po narodnomu obrazovaniyu. 1899–1911. Tom 2 [Handbook of public education. 1899–1911. Volume 2]. Saint Petersburg: Znanie; 1901. p. 715–1538. Russian.
Опубликован
2019-02-15
Ключевые слова: учительская интеллигенция, учебный округ, средние учебные заведения, гимназии, реальные училища, социально-правовой статус, учебно-воспитательный процесс
Как цитировать
Острога В. М. Социально-правовое положение учителей средних учебных заведений Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2019. 1. СС. 57-66.