Эсагила и цари Первой Вавилонской династии

  • Илья Юрьевич Лопушанский Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Храм Эсагила, являвшийся главным храмом города Вавилона и его верховного бога Мардука, был важным религиозным центром Месопотамии со времени установления в городе местной царской династии и особенно после завоеваний царя Хаммурапи. С идеологической точки зрения поддержка храмов и живущих в них богов была главной обязанностью любого месопотамского правителя. Рассматриваются данные клинописных источников о взаимоотношениях главного храма бога Мардука с царской властью в старовавилонский период (2003–1595 гг. до н. э.). Анализируются данные датировочных формул периода Первой Вавилонской династии относительно храмов, в особенности храма Эсагила. Исследуются также отрывки пролога и эпилога Законов Хаммурапи, касающиеся Эсагилы. Делаются следующие выводы: цари Вавилона устанавливали культовые предметы в храме, проводили обновительные работы в нем, а также совершали подношения различных предметов богам Эсагилы; в Законах Хаммурапи уделяется внимание особенным отношениям царя с храмом Мардука; в период правления Хаммурапи в храме осуществлялся суд.

Биография автора

Илья Юрьевич Лопушанский, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета. Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент О. В. Перзашкевич

 

Литература

  1. Schrakamp I. Die «Sumerische Tempelstadt» heute: die sozioökonomische Rolle eines Tempels in frühdynastischer Zeit. In: Kaniuth K, Löhnert A, Miller JL, Otto A, Roaf M, Sallaberger W, Herausgebere. Tempel im Alten Orient. 7. Internationales Colloquium der Deutschen Orient-Gesellschaft; 11.–13. October 2009; München, Deutschland. Wiesbaden: Harassowitz Verlag; 2013. S. 445–465.
  2. Frame G. Rulers of Babylonia: from the Second dynasty of Isin to the end of Assyrian domination (1157–612 BC). Sweet RFG, editor. Toronto: University of Toronto Press; 1995. 350 p. (The royal inscriptions of Mesopotamia. Babylonian periods; volume 2).
  3. Waerzeggers C. The pious kings: royal patronage of temples. In: Radner K, Robson E, editors. Oxford handbook of cuneiform culture. Oxford: Oxford University Press; 2011. p. 725–751.
  4. McCaffrey K. The Sumerian sacred marriage: texts and images. In: Crawford H, editor. The Sumerian world. London: Routledge; 2013. p. 227–245 (The Routledge worlds).
  5. Linssen MJH. The cults of Uruk and Babylon. The temple ritual texts as evidence for hellenistic cult practices. Abusch T, Geller MJ, Maidman MP, Maul SM, Wiggermann FAM, editors. Leiden: Brill; 2004. 343 p. (Cuneiform monographs; volume 25). Co-published by the «Styx».
  6. Westenholz JG. In the service of the gods: the ministering clergy. In: Crawford H, editor. The Sumerian world. London: Routledge; 2013. p. 246–274 (The Routledge worlds).
  7. Sallaberger W. The palace and the temple in Babylonia. In: Leick G, editor. The Babylonian world. New York: Routledge; 2007. p. 265–275 (The Routledge worlds).
  8. Horsnell MJA. The grammar and syntax of the year-names of the first dynasty of Babylon. Journal of Near Eastern Studies. 1977;36(4):277–285. DOI: 10.1086/372588.
  9. Horsnell MJA. The year-names of the first dynasty of Babylon. Hamilton: McMaster University Press; 1999. 443 p.
  10. Frayne DR. Old Babylonian period (2003–1595 BC). Sweet RFG, editor. Toronto: University of Toronto Press; 1990. 851 p. (The royal inscriptions of Mesopotamia. Early periods; volume 4).
  11. George АR. House most high: the temples of Ancient Mesopotamia. Cooper JS, editor. Winona Lake: Eisenbraus; 1993. 209 p. (Mesopotamian civilizations; volume 5).
  12. Lambert WG. Babylonian creation myths. Cooper JS, editor. Winona Lake: Eisenbraus; 2013. 640 p. (Mesopotamian civilizations; volume 16).
  13. Bergmann E. Codex Hammurabi. Textus primigenius. Roma: Pontificium institutum biblicum; 1953. 53 p.
  14. Stol M. Letters from collections in Philadelphia, Chicago, and Berkeley. Kraus FR, editor. Leiden: Brill; 1986. 129 p. (Altbabylonische Briefe in Umschrift und Übersetzung; Band 11).
  15. Harris R. On the process of secularization under Hammurabi. Journal of Cuneiform Studies. 1961;15(4):117–120. DOI: 10.2307/1359521.
Опубликован
2023-08-18
Ключевые слова: Вавилон, вавилонская религия, религиозная архитектура, Хаммурапи
Как цитировать
Лопушанский И. Ю. Эсагила и цари Первой Вавилонской династии // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 3. СС. 33-40.