Табачная реклама как источник изучения повседневности русских городов на рубеже XIX–XX вв.

  • Арсений Павлович Солопов Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, 119991, г. Москва, Россия

Аннотация

Рассматриваются возможности концептуального подхода к изучению истории повседневности посредством исследования табачной рекламы на рубеже XIX–XX вв. Демонстрируется методология изучения массовой ментальности рассматриваемого периода через социально-психологический анализ рекламных материалов. Выделены основные мотивы, применявшиеся рекламистами XIX в. Проанализирована специфика свойственной тому времени рецепции распространенных элементов продающего нарратива, в частности мотивов здоровья, надежности, удобства, комфорта и т. д., а также уникальных смысловых акцентов, к примеру использования военно-патриотического нарратива для эстетизации и героизации не связанных с оборонной сферой продуктов. Сделаны выводы об элементах сходства и различия между современными и актуальными для XIX в. паттернами восприятия продающего нарратива. Выделены особенности, характерные только для последних: использование детских образов в качестве символической единицы для обозначения слабого и уязвимого взрослого, неразрывная связь патриотического и военного нарративов в массовом сознании и т. д. Отдельное внимание уделяется аспектам рекламы, связанным с актуальным для рассматриваемого периода трендом женской эмансипации, в рамках которого женское курение становилось элементом символического уравнения женщин и мужчин через апроприацию конвенционально маскулинной привычки. Очерчивается перспектива дальнейшего изучения рекламы товаров статусного и досугового потребления в качестве источника по истории повседневности России XIX в. Через элементы продающего нарратива предлагается рассматривать ментальные аспекты эпохи, этические и эстетические ценностные системы, принятые среди представителей различных групп целевой аудитории.

Биография автора

Арсений Павлович Солопов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, 119991, г. Москва, Россия

магистрант кафедры истории России XIX – начала XX в. исторического факультета. Научный руководитель – доктор исторических наук, доцент Д. А. Андреев

Литература

  1. Kasavin IT, Shchavelev SP. Analiz povsednevnosti [Analysis of everyday life]. Moscow: Kanon+; 2004. 432 p. Russian.
  2. Schulze W. Sozialgeschichte, Alltagsgeschichte, Micro-Historie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht; 1994. 82 S.
  3. Freud S. Psikhopatologiya obydennoi zhizni [Psychopathology of everyday life]. Saint-Petersburg: Aleteiya; 1997. 191 p. Russian.
  4. Girts K. Interpretatsiya kul’tur [Interpretation of cultures]. Moscow: ROSSPEN; 2004. 560 p. Russian.
  5. Braudel F. Histoire et sciences sociales. La longue durée. Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. 1958;4:725–753.
  6. Afanas’ev YuN. [Fernand Braudel and his vision of history]. Novaya i noveishaya istoriya. 1985;5:62–71. Russian.
  7. Lotman YuM. [Poetics of everyday behavior in Russian culture of the 18th century]. In: Lotman YuM. Izbrannye stat’i. Tom 1. Stat’i po semiotike i tipologii kul’tury [Selected articles. Volume 1. Articles on semiotics and typology of culture]. Tallinn: Aleksandra; 1992. p. 248–288. Russian.
  8. Slyadneva OV. Ocherki istorii rossiiskoi reklamy. Chast’1 [Essays on the history of Russian advertising. Part 1]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University; 2007. 161 p. Russian.
  9. Uchenova VV, Starykh NV. Istoriya reklamy [History of advertising]. Moscow: Yuniti-Dana; 2008. 496 p. Russian.
  10. Ochkovskaya MS. [Advertising in tsarist Russia in the second half of the 19th – early 20th century: search for national specifics]. Reklama. Teoriya i praktika. 2014;1(61):2–22. Russian.
  11. Baudrillard J. Le Système des objets. Paris: Gallimard; 1968. 288 p. Russian edition: Baudrillard J. Sistema veshchei. Zenkin SN, translator. Moscow: Rudomino; 1995. 168 p.
  12. Bart R. [Rhetoric of the image]. In: Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress; 1994. p. 297–318. Russian.
  13. Ogilvy D. Ogilvi o reklame [Ogilvy about advertising]. Gostev A, Novikova T, translators. Moscow: Eksmo; 2007. 232 p. Russian.
  14. Koshlyakova MO. [Archetypal symbolism in advertising communication]. Servis v Rossii i za rubezhom. 2011;7:209–217. Russian.
  15. Pospelova GM. Moskovskie vyveski vchera i segodnya [Moscow signs yesterday and today]. Moscow: Kuchkovo pole; 2019. 320 p. Russian.
  16. Bogdanov IA. Dym otechestva, ili Kratkaya istoriya tabakokureniya [The smoke of the fatherland, or A brief history of tobacco smoking]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2007. 280 p. Russian.
  17. Berger P, Lukman T. Social’noe konstruirovanie real’nosti [Social construction of reality]. Moscow: Medium; 1995. 323 p. Russian.
  18. Stepanova AA. [Theoretical approaches in understanding the culture of everyday life]. Nauka, obrazovanie i kul’tura. 2017;7(22):98–100. Russian.
  19. Sedova AK. Historical and evolutionary prerequisites for the study of rational and irrational behaviour of economic agents. Innovatsii i investitsii. 2019;9:322–325. Russian.
  20. Smirnova ED. Povsednevnost’ Srednevekov’ya [Everyday life of the Middle Ages]. Minsk: Biznesofset; 2005. 148 p. Russian.
  21. Hosju G. [Advertising success]. Mezhdunarodnyi simpozium po reklame. 1969;2:36–45. Russian.
  22. Braudel F. Material’naia civilizaciia, ekonomika i kapitalizm, XV–XVIII vv. Tom 1. Struktury povsednevnosti: vozmozhnoe i nevozmozhnoe [Material civilisation, economy and capitalism, 15th–18th centuries. Volume 1. Structures of everyday life: possible and impossible]. Moscow: Ves’ mir; 2007. 592 p. Russian.
  23. Muzykant VL. [Advertising text and human emotions]. In: Raigorodskii DYa, editor-translator. Psikhologiya i psikhoanaliz reklamy: lichnostno-orientirovannyi podkhod [Psychology and psychoanalysis of advertising: personal-oriented approach]. Samara: Bahrah-M; 2001. p. 506–550. Russian.
  24. Rozhnov I. [Advertising and color]. In: Raigorodskii DYa, editor-translator. Psikhologiya i psikhoanaliz reklamy: lichnostno-orientirovannyi podkhod [Psychology and psychoanalysis of advertising: personal-oriented approach]. Samara: Bahrah-M; 2001. p. 368–374. Russian.
  25. Prokhorov DA. Crimean karaims and the development of the tobacco industry in the Russian empire from the middle of the nineteenth to the early twentieth century. Proceedings in Archaeology and History of Ancient and Medieval Black Sea Region. 2018;10:334–370. Russian.
  26. Kuna DP. The concept of suggestion in the early history of advertising psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1976;12(4):347–353.
  27. Pushkareva NL, Sekenova OI. Female lecturers at the faculty of history and philology of the Bestuzhev women’s higher education courses as a manifestation of Russian emancipation of the second half of the 19th – early 20th century. Educational Studies. 2020;1:302–316. Russian. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-302-316.
  28. Polyushkevich OA. [«Own» and «strangers»: sociocultural markers]. Discussion. 2011;5:84–89. Russian.
  29. Govorunov AV, Kuzmenko OP. Orientalism and a right to speak for an another. International Journal of Cultural Studies. 2013;2(11):26–43. Russian.
Опубликован
2023-01-25
Ключевые слова: история повседневности, городская повседневность, реклама, реклама как исторический источник, табачная продукция, массовое сознание
Как цитировать
Солопов А. П. Табачная реклама как источник изучения повседневности русских городов на рубеже XIX–XX вв. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 1. СС. 82-92.