Бревиарий Эрколе I д’Эсте и классическая традиция в феррарской миниатюре конца XV – начала XVI в.
Аннотация
Исследуется один из ключевых памятников феррарской школы книжной миниатюры Раннего Возрождения – бревиарий Эрколе I д’Эсте (1502–1505). Констатируется, что создание этой рукописи пришлось на время активного развития книгопечатания, что подчеркивает ее особый статус и значение для заказчика – герцога Феррары Эрколе I д’Эсте, а также свидетельствует об устойчивости художественной традиции при феррарском дворе. Показано, что в первые годы ХVI в. осуществлялся переход от образного языка Раннего Возрождения к принципиально иным традициям искусства Высокого Ренессанса, что в первую очередь выражалось в усилении роли классических мотивов. Бревиарий Эрколе I д’Эсте выступает наглядным примером развития классической традиции в феррарской книжной миниатюре. В статье рукопись представлена в контексте придворной культуры ренессансной Феррары, проводится стилистический и иконографический анализ декоративного оформления манускрипта. Сделан вывод о том, что создание бревиария отразило личность Эрколе I д’Эсте, способствовавшего развитию в Ферраре гуманистической культуры. В то же время герцог отличался личной религиозностью, которая была возведена в ранг важной добродетели правителя. Указано, что значительную роль в декорировании бревиария Эрколе I д’Эсте сыграл Маттео да Милано – представитель ломбардской школы книжной миниатюры. Именно ему принадлежат наиболее классицизирующие элементы декора рукописи. Кроме него, в оформлении манускрипта участвовали и другие художники, чьи миниатюры больше связаны с феррарской традицией ХV в. Утверждается, что в искусстве Феррары классическая традиция, как правило, была одним из проявлений политики великолепия. Высказано предположение о том, что изобилие классических мотивов в бревиарии Эрколе I д’Эсте могло быть целью заказчика, пожелавшего таким образом прославить себя в глазах современников и потомков.
Литература
- Hermann HJ. Zur Geschichte der Miniaturmalerei am Hofe der Este in Ferrara. Jahrbuch der kunsthistorischen Sammlungen des allerhöchsten Kaiserhauses. 1900;21:117–271.
- Hermann HJ. La miniatura estense. Toniolo F, editor. Modena: Franco Cosimo Panini; 1994. 297 p.
- Fava D, Salmi M. I manoscritti miniati della Biblioteca Estense di Modena. Volume 1. Firenze: Electa; 1950. 293 p.
- Toniolo F, editor. La miniatura a Ferrara. Dal tempo di Cosmè Tura all’eredità di Ercole de’ Roberti. Modena: Franco Co-simo Panini; 1998. 351 p.
- Milano E, editor. Breviario di Ercole I d’Este. Castel Guelfo: Imago; 2011. 346 p.
- Burckhardt J. Kul’tura Vozrozhdeniya v Italii. Opyt issledovaniya [The civilization of the Renaissance in Italy]. Moscow: Yurist; 1996. 591 p. Russian.
- Bertoni G. La biblioteca estense e la coltura ferrarese ai tempi del duca Ercole I (1471–1505). Torino: Ermanno Loescher; 1903. 307 p.
- Rosenberg ChM. The influence of Northern graphics on painting in Renaissance Ferrara: Matteo da Milano. Musei Ferraresi. Bollettino annuale. 1985;15:61–74.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).