«Периферийные» чудотворные иконы Киево-Печерской лавры (конец XVIII – начало ХХ в.): социальный аспект

  • Антонина Анатольевна Кизлова Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского», пр. Победы, 37, 03056, г. Киев, Украина

Аннотация

Анализируется малоисследованная проблема участия насельников Успенской Киево-Печерской лавры в социальных взаимодействиях, связанных с «периферийными» чудотворными иконами (конец XVIII – начало ХХ в.). Предполагается, что решение этой проблемы позволит расширить знания о живых проявлениях религиозности и о социальных коммуникациях доинформационной эпохи. Главными источниками выступают внутренние монастырские документы и записки путешественников. Используется микроисторический подход, принцип историзма, синтез, анализ и сравнительно-исторический метод. Рассматривается ситуация, при которой чудотворные иконы (вместе с окладом) в Киево-Печерской лавре воспринимались как невербальные источники сведений об ее особом статусе, этим в значительной степени была обусловлена деятельность Духовного собора, связанная с образами. Утверждается, что для лаврских насельников нормальным являлось обстоятельство, при котором не уделялось равного внимания разным чтимым объектам, даже в рамках однородной группы святынь. Сделано наблюдение, что доступные источники ограничивают возможности исследовать взаимодействия братии с «молчаливым большинством» богомольцев. Постулируется перспективность сравнения бытования «периферийных» икон Киево-Печерской лавры и Байбузского образа, а также открытых для почитания частиц мощей в подконтрольных ей пустынях – Голосеевской и Китаевской.

Биография автора

Антонина Анатольевна Кизлова, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского», пр. Победы, 37, 03056, г. Киев, Украина

кандидат исторических наук; докторант кафедры истории факультета социологии и права

Литература

  1. Shchepanskaya T. B. [Crisis network (traditions of the spiritual space invasion)]. In: Russkii Sever: k probleme lokal’nykh grupp. Saint Petersburg, 1995. P. 110–176 (in Russ.).
  2. Sofronov S. G. [Territorial aspects of the Orthodox saсred objects system formation (case study of Russian Saints and Marian icons)]. Nasledie i sovrem. 2002. No. 9. P. 20–72 (in Russ.).
  3. Lepakhin V. [Meaning and purpose of the icon]. Moscow : Palomnik, 2003 (in Russ.).
  4. Tsekhanskaya K. V. [Veneration of icons in Russian traditional culture]: diss. abstr. … dr. of hist. sci. : 07.00.07. Moscow, 2004 (in Russ.).
  5. Poljushko G. V. [The Marian icon of Prince Ihor. History and fate of the sacred object]. Kiev, 2012 (in Ukrainian).
  6. Zotov V. V., Lysenko V. A. Communicative practices as the theoretical construction of the society investigation. Theory practice soc. dev. Issue 3. 2010. P. 53–55 (in Russ.).
  7. Ivakhiv A. Orchestrating sacred space: beyond the «Social construction» of Nature. Ecotheology. 2003. No. 8, issue 1. P. 11–29. DOI: 10.1558/ecotheology.k8i1.1612.
  8. Azarenko S. A. Signs and things: topology of communication. J. Sib. Fed. Univ. Hum. Soc. Sci. 2. 2013. No. 6. P. 171–179. DOI: 10.1080/13642520210145644.
  9. Szijarto I. Four arguments for Microhistory. Rethink. Hist. 2002. Vol. 6, issue 2. P. 209–215.
  10. Bezhanidze G. V. [About the Documents of the Holy Hierarch Filaret, Metropolitan of Moscow, Connected with Proceedings about Kazan icon from St. Simon’s Monastery]. Filaretovskii al’manakh. 2009. No. 5. P. 6–11 (in Russ.).
  11. Romanova O. O. [Expectancy of «a Miracle» as a basis of folk piety (Kyivan Metropolitan Church, 18 th Ct.)]. Ukrainʼskyj istorychnyj zhurnal. 2010. No. 1. P. 84–131 (in Ukrainian).
Опубликован
2018-01-31
Ключевые слова: история, Успенская Киево-Печерская лавра, социальное взаимодействие, насельник, посетитель, чудотворная икона
Как цитировать
Кизлова А. А. «Периферийные» чудотворные иконы Киево-Печерской лавры (конец XVIII – начало ХХ в.): социальный аспект // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2018. 1. СС. 33-40.
Раздел
Христианство в исторических судьбах Беларуси