«Периферийные» чудотворные иконы Киево-Печерской лавры (конец XVIII – начало ХХ в.): социальный аспект
Аннотация
Анализируется малоисследованная проблема участия насельников Успенской Киево-Печерской лавры в социальных взаимодействиях, связанных с «периферийными» чудотворными иконами (конец XVIII – начало ХХ в.). Предполагается, что решение этой проблемы позволит расширить знания о живых проявлениях религиозности и о социальных коммуникациях доинформационной эпохи. Главными источниками выступают внутренние монастырские документы и записки путешественников. Используется микроисторический подход, принцип историзма, синтез, анализ и сравнительно-исторический метод. Рассматривается ситуация, при которой чудотворные иконы (вместе с окладом) в Киево-Печерской лавре воспринимались как невербальные источники сведений об ее особом статусе, этим в значительной степени была обусловлена деятельность Духовного собора, связанная с образами. Утверждается, что для лаврских насельников нормальным являлось обстоятельство, при котором не уделялось равного внимания разным чтимым объектам, даже в рамках однородной группы святынь. Сделано наблюдение, что доступные источники ограничивают возможности исследовать взаимодействия братии с «молчаливым большинством» богомольцев. Постулируется перспективность сравнения бытования «периферийных» икон Киево-Печерской лавры и Байбузского образа, а также открытых для почитания частиц мощей в подконтрольных ей пустынях – Голосеевской и Китаевской.
Литература
- Shchepanskaya T. B. [Crisis network (traditions of the spiritual space invasion)]. In: Russkii Sever: k probleme lokal’nykh grupp. Saint Petersburg, 1995. P. 110–176 (in Russ.).
- Sofronov S. G. [Territorial aspects of the Orthodox saсred objects system formation (case study of Russian Saints and Marian icons)]. Nasledie i sovrem. 2002. No. 9. P. 20–72 (in Russ.).
- Lepakhin V. [Meaning and purpose of the icon]. Moscow : Palomnik, 2003 (in Russ.).
- Tsekhanskaya K. V. [Veneration of icons in Russian traditional culture]: diss. abstr. … dr. of hist. sci. : 07.00.07. Moscow, 2004 (in Russ.).
- Poljushko G. V. [The Marian icon of Prince Ihor. History and fate of the sacred object]. Kiev, 2012 (in Ukrainian).
- Zotov V. V., Lysenko V. A. Communicative practices as the theoretical construction of the society investigation. Theory practice soc. dev. Issue 3. 2010. P. 53–55 (in Russ.).
- Ivakhiv A. Orchestrating sacred space: beyond the «Social construction» of Nature. Ecotheology. 2003. No. 8, issue 1. P. 11–29. DOI: 10.1558/ecotheology.k8i1.1612.
- Azarenko S. A. Signs and things: topology of communication. J. Sib. Fed. Univ. Hum. Soc. Sci. 2. 2013. No. 6. P. 171–179. DOI: 10.1080/13642520210145644.
- Szijarto I. Four arguments for Microhistory. Rethink. Hist. 2002. Vol. 6, issue 2. P. 209–215.
- Bezhanidze G. V. [About the Documents of the Holy Hierarch Filaret, Metropolitan of Moscow, Connected with Proceedings about Kazan icon from St. Simon’s Monastery]. Filaretovskii al’manakh. 2009. No. 5. P. 6–11 (in Russ.).
- Romanova O. O. [Expectancy of «a Miracle» as a basis of folk piety (Kyivan Metropolitan Church, 18 th Ct.)]. Ukrainʼskyj istorychnyj zhurnal. 2010. No. 1. P. 84–131 (in Ukrainian).
Copyright (c) 2018 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).