Трансформация жанра детектива во французском романе рубежа ХХ–ХХI вв.

  • Анна Онуфриевна Ефименко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Описан процесс трансформации жанра детектива в рамках французской литературной традиции рубежа ХХ–ХХI вв. Выделены поджанры, определившие вектор развития французской детективной прозы. Обосновано жанровое разнообразие французской литературы через связь авангардизма и постмодернизма. Проанализирована специфика авторской манеры, а также особенности влияния школ и направлений, к которым принадлежат писатели, на способ трансформации жанра детектива в их произведениях. Рассмотрен философско-эстетический подход к эксплуатации структурной модели детектива. Трансформация детективного романа показана с учетом тенденций неоавангардизма и постмодернизма, что позволяет подробнее изучить национальное своеобразие жанра.

Биография автора

Анна Онуфриевна Ефименко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры зарубежной литературы филологического факультета. Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е. А. Борисеева

Литература

  1. Most GW, Stowe WW. In the poetics of murder: detective fiction and literary theory. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich; 1983. 122 p.
  2. Dosse F. Histoire du structuralisme. Tome 1. Le champ du signe, 1945–1966. Paris: La Découverte; 1991. 459 p.
  3. Messac R. Le detective novel et l’influence de la pensée scientifique. Paris: Honoré Champion; 1929. 592 p.
  4. Caillois R. Le roman policier. Buenos Aires: Editions des lettres françaises; 1941. 73 p.
  5. Boileau P. Le roman policier. Paris: Presses Universitaires de France; 1964. 127 p.
  6. Todorov T. Poétique de la prose suivi de nouvelles recherches sur le récit. Paris: Seuil; 1980. 192 p.
  7. Collovald A, Nevue É. Les grands lecteurs de romans policiers. Plaisirs et appropriations lectorales entre logiques de trajectoires et informalisation du rapport à la culture. In: Coulangeon P, Duval J, éditeurs. Trente ans après La Distinction, de Pierre Bourdieu. Paris: La Découverte; 2013. p. 127–140.
  8. Lits M. De la «Noire» à la «Blanche»: la position mouvante du roman policier au sein de l’institution littéraire. Itinéraires. 2014;3:40–53. DOI: 10.4000/itineraires.2589.
  9. Kemp S. Le nouveau roman et le roman policier: éloge ou parodie? Itinéraires. 2014;3:1–10. DOI: 10.4000/itineraires.2579.
  10. Blancher M. Polar et postmodernité. Paris: L’Harmattan; 2016. 682 p.
  11. Antonutti I. Les nouveaux avatars du roman policier. Revue Critique de Fixxion Française Contemporaine. 2016;10:4–12.
  12. Robbe-Grillet А. Projet pour une révolution à New York. Paris: Les Éditions de Minuit; 2013. 216 p.
  13. Modiano P. Rue des boutiques obscures. Paris: Gallimard; 1982. 256 p.
  14. Kristeva J. Meurtre à Byzance. Paris: Fayard; 2004. 370 p.
  15. Binet L. La septième fonction du langage. Paris: Grasset; 2015. 496 p.
  16. Robbe-Grillet А. Pour un nouveau roman. Paris: Les Éditions de Minuit; 2013. 147 p.
  17. Ricardou J. Le nouveau roman. Paris: Seuil; 1990. 190 p.
  18. Boyer A-M. Du double à la doublure: l’image du détective dans les premiers romans de Robbe-Grillet. L’Esprit Créateur. 1986;26(2):60–70. DOI: 10.1353/esp.1986.0005.
  19. Hutton M-A. French crime fiction, 1945–2005: investigating World War II. Abingdon: Routledge; 2013. 232 p.
  20. Boileau N. Œuvres poétiques. Volume 1. Paris: Denys Thierry; 1872. L’Art poétique; p. 203–211.
  21. Tynyanov YuN. Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. History of literature. Cinema]. Moscow: Nauka; 1977. [On literary evolution]; p. 270–281. Russian.
  22. Schaeffer J-M. Qu’est-ce qu’un genre littéraire? Paris: Le Seuil; 1989. 184 p.
  23. Derrida J. Parages. Paris: Galilée; 1986. La loi du genre; p. 249–287.
  24. Croce B. Estetica come scienza dell’espressione e linguistica generale. Bari: Laterza; 1941. 560 p.
  25. Averintsev SS. Istoricheskaya poetika. Itogi i perspektivy izucheniya [Historical poetics. Results and prospects of the study]. Moscow: Nauka; 1986. [Historical mobility of the genre category: the experience of periodisation]; p. 104–116. Russian.
  26. Bordwell D. Making meaning: inference and rhetoric in the interpretation of cinema. Cambridge: Harvard University Press; 1991. 334 p.
  27. Macé M. Le genre littéraire. Paris: Flammarion; 2004. La haine du genre: une histoire cyclique de la littérature?; p. 217–247.
  28. Barthes R. Critique et vérité. Paris: Seuil; 1966. 79 p.
  29. Kristeva Yu. Izbrannye trudy: razrushenie poetiki [Selected works: the destruction of poetics]. Kosikov GK, Narumov BP, translators. Мoscow: ROSSPEN; 1998. 652 p. Russian.
  30. Lejderman NL. The problem of genre in modernism and avant-garde (testing by the genre or testing of the genre?). Studi Slavistici. 2008;5:147–177. Russian. DOI: 10.13128/Studi_Slavis-2696.
  31. Norets MV. «Cellular» model of genre forming in the contemporary theory of literature. Modern Scientific Research and Innovation. 2014;11(part 3):37–42. Russian.
Опубликован
2023-08-29
Ключевые слова: французский детективный роман, модификация жанров, гибридизация жанров, синтез жанров, экзистенциальный детективный роман, конспирологический детективный роман, историографический детективный роман
Как цитировать
Ефименко А. О. Трансформация жанра детектива во французском романе рубежа ХХ–ХХI вв. // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2023. 2. СС. 22-29.