Трансформация жанра детектива во французском романе рубежа ХХ–ХХI вв.
Аннотация
Описан процесс трансформации жанра детектива в рамках французской литературной традиции рубежа ХХ–ХХI вв. Выделены поджанры, определившие вектор развития французской детективной прозы. Обосновано жанровое разнообразие французской литературы через связь авангардизма и постмодернизма. Проанализирована специфика авторской манеры, а также особенности влияния школ и направлений, к которым принадлежат писатели, на способ трансформации жанра детектива в их произведениях. Рассмотрен философско-эстетический подход к эксплуатации структурной модели детектива. Трансформация детективного романа показана с учетом тенденций неоавангардизма и постмодернизма, что позволяет подробнее изучить национальное своеобразие жанра.
Литература
- Most GW, Stowe WW. In the poetics of murder: detective fiction and literary theory. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich; 1983. 122 p.
- Dosse F. Histoire du structuralisme. Tome 1. Le champ du signe, 1945–1966. Paris: La Découverte; 1991. 459 p.
- Messac R. Le detective novel et l’influence de la pensée scientifique. Paris: Honoré Champion; 1929. 592 p.
- Caillois R. Le roman policier. Buenos Aires: Editions des lettres françaises; 1941. 73 p.
- Boileau P. Le roman policier. Paris: Presses Universitaires de France; 1964. 127 p.
- Todorov T. Poétique de la prose suivi de nouvelles recherches sur le récit. Paris: Seuil; 1980. 192 p.
- Collovald A, Nevue É. Les grands lecteurs de romans policiers. Plaisirs et appropriations lectorales entre logiques de trajectoires et informalisation du rapport à la culture. In: Coulangeon P, Duval J, éditeurs. Trente ans après La Distinction, de Pierre Bourdieu. Paris: La Découverte; 2013. p. 127–140.
- Lits M. De la «Noire» à la «Blanche»: la position mouvante du roman policier au sein de l’institution littéraire. Itinéraires. 2014;3:40–53. DOI: 10.4000/itineraires.2589.
- Kemp S. Le nouveau roman et le roman policier: éloge ou parodie? Itinéraires. 2014;3:1–10. DOI: 10.4000/itineraires.2579.
- Blancher M. Polar et postmodernité. Paris: L’Harmattan; 2016. 682 p.
- Antonutti I. Les nouveaux avatars du roman policier. Revue Critique de Fixxion Française Contemporaine. 2016;10:4–12.
- Robbe-Grillet А. Projet pour une révolution à New York. Paris: Les Éditions de Minuit; 2013. 216 p.
- Modiano P. Rue des boutiques obscures. Paris: Gallimard; 1982. 256 p.
- Kristeva J. Meurtre à Byzance. Paris: Fayard; 2004. 370 p.
- Binet L. La septième fonction du langage. Paris: Grasset; 2015. 496 p.
- Robbe-Grillet А. Pour un nouveau roman. Paris: Les Éditions de Minuit; 2013. 147 p.
- Ricardou J. Le nouveau roman. Paris: Seuil; 1990. 190 p.
- Boyer A-M. Du double à la doublure: l’image du détective dans les premiers romans de Robbe-Grillet. L’Esprit Créateur. 1986;26(2):60–70. DOI: 10.1353/esp.1986.0005.
- Hutton M-A. French crime fiction, 1945–2005: investigating World War II. Abingdon: Routledge; 2013. 232 p.
- Boileau N. Œuvres poétiques. Volume 1. Paris: Denys Thierry; 1872. L’Art poétique; p. 203–211.
- Tynyanov YuN. Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. History of literature. Cinema]. Moscow: Nauka; 1977. [On literary evolution]; p. 270–281. Russian.
- Schaeffer J-M. Qu’est-ce qu’un genre littéraire? Paris: Le Seuil; 1989. 184 p.
- Derrida J. Parages. Paris: Galilée; 1986. La loi du genre; p. 249–287.
- Croce B. Estetica come scienza dell’espressione e linguistica generale. Bari: Laterza; 1941. 560 p.
- Averintsev SS. Istoricheskaya poetika. Itogi i perspektivy izucheniya [Historical poetics. Results and prospects of the study]. Moscow: Nauka; 1986. [Historical mobility of the genre category: the experience of periodisation]; p. 104–116. Russian.
- Bordwell D. Making meaning: inference and rhetoric in the interpretation of cinema. Cambridge: Harvard University Press; 1991. 334 p.
- Macé M. Le genre littéraire. Paris: Flammarion; 2004. La haine du genre: une histoire cyclique de la littérature?; p. 217–247.
- Barthes R. Critique et vérité. Paris: Seuil; 1966. 79 p.
- Kristeva Yu. Izbrannye trudy: razrushenie poetiki [Selected works: the destruction of poetics]. Kosikov GK, Narumov BP, translators. Мoscow: ROSSPEN; 1998. 652 p. Russian.
- Lejderman NL. The problem of genre in modernism and avant-garde (testing by the genre or testing of the genre?). Studi Slavistici. 2008;5:147–177. Russian. DOI: 10.13128/Studi_Slavis-2696.
- Norets MV. «Cellular» model of genre forming in the contemporary theory of literature. Modern Scientific Research and Innovation. 2014;11(part 3):37–42. Russian.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. Филология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).