Использование культурных кодов при отражении действительности в романе В. Гниломёдова «Правда живет посередине»
Аннотация
Культурные коды на имплицитном уровне художественного текста репрезентируют культурные смыслы, связанные с ценностями, идеалами и моделями поведения определенной общности (нации, населения государства). Для романа В. Гниломёдова «Правда живет посередине» характерными являются коды с образами пограничья (середины) и этнического артефакта кудели. Поэтизация этих образов играет важную роль в определении идейной направленности романа. С помощью образов середины и кудели в произведении показаны ценности семьи, родины, родной земли, проблемы выбора в полифонии мнений, поиска истины.
Литература
- Халипов ВВ. Семиотическая модель мирового процесса. Часть 1, Структуралистская версия. Минск: РИВШ; 2014. 142 с.
- Сінькова ЛД. Актуалізацыя семіятычнай метадалогіі і тэрміна дыскурс у беларускім літаратуразнаўстве. Весці БДПУ. Серыя 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2022:148–151.
- Саверчанка ІВ. Паэтыка і семіётыка ў публіцыстычнай літаратуры Беларусі XVI–XVII стст. Мінск: Беларуская навука; 2012. 463 с.
- Часнок ІЧ. Семіятычная школа. Метадалогія літаратуразнаўчых даследаванняў. Мінск: БДУ; 2016. 106 с.
- Мельнікава АМ. Нацыянальна-светапоглядныя каардынаты беларускай літаратуры першай трэці ХХ стагоддзя. Гомель: Гомельскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Ф. Скарыны; 2016. 214 с.
- Chałacińska-Wiertelak H. Культурный код в литературном произведении. Интерпретаця художественных текстов русской литературы ХІХ и ХХ веков. Poznań: Wydawnictwo Naukowe UAM; 2002. 237 с.
- Шаладонаў ІМ. Сасна, яе сімвалічны код і станаўленне раманнага мыслення І. Навуменкі. У: Манкевіч АА, рэдактар. Кулуарамі творчай майстэрні Івана Навуменкі. Мінск: Беларуская навука; 2020. с. 164–184.
- Шамякіна ТІ. Коды культуры ў паэме Якуба Коласа «Сымон-музыка». У: Рагойша ВП, рэдактар. Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай. Частка 2. Мінск: РІВШ; 2010. с. 30–35.
- Гарадніцкі ЯА. Шлях вучонага і пісьменніка. Творчы партрэт Уладзіміра Гніламёдава. Маладосць. 2007;12:117–121.
- Русілка ВІ. Ідэйна-мастацкія асаблівасці прозы У. Гніламёдава. В: Солодков АП, редактор. Наука – образованию, производству, экономике. Материалы XVI региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов; 16–17 марта 2011 г.; Витебск, Беларусь. Том 1. Витебск: Витебский государственный университет имени П. М. Машерова; 2011. с. 262–264.
- Шчэрба СМ. Паэтыка гістарычнай прозы У. Гніламёдава. У: Мельнікава ЗП, рэдактар. Беларуская проза ХХ–ХХІ стагоддзяў: героі, паэтыка, аксіялогія. Брэст: Брэсцкі дзяржаўны ўніверсітэт імя А. С. Пушкіна; 2022. с. 233–236.
- Навасельцава ГВ. Станаўленне асобы ў рамане Уладзіміра Гніламёдава «Праўда жыве пасярэдзіне». Полымя. 2023;4:100–104.
- Гніламёдаў УВ. Праўда жыве пасярэдзіне. Мінск: Беларуская навука; 2022. 775 с.
- Гніламёдаў УВ. Валошкі на мяжы. Мінск: Мастацкая літаратура; 2014. 574 с.
- Гніламёдаў УВ. Вайна. Мінск: Беларуская навука; 2014. 628 с.
- Гніламёдаў УВ. Пасля вайны. Мінск: Беларуская навука; 2021. 524 с.
- Кацар МС. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка. Мінск: БелЭН; 1996. 208 с.
Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).