Поэтика декаданса в цикле С. Георге «Альгабал»
Аннотация
На материале цикла стихотворений С. Георге «Альгабал» раскрыты особенности ранней лирики немецкого поэта. Показано, что для цикла определяющим является декадентское мироощущение на содержательном и формальном уровнях. Проиллюстрированы основные темы и лейтмотивы в цикле: противопоставление естественного и иллюзорного начал, редукция жизни к феномену искусства, единство красоты и смерти. В исследуемых стихотворениях выявлены различные нереалистические стили рубежа ХIХ–ХХ вв.: импрессионизм служит для символизации эмоций посредством концентрации цвета и подчеркнуто фрагментарной техники развертывания поэтического высказывания; эстетизм выражается в абсолютизации роли искусства, воспевании элитарности и исключительности, эскапистской тенденции и создании особой концепции героя, для которого красота – смысл жизни; неоромантическая тяга к иррациональному, фантастическому и экзотическому элементам кристаллизуется в образе исключительной личности; формируется символистская поэтика, намекающая на трансцендентную реальность. Установлены смыслообразующая роль ритмических и фонетических особенностей и их связь с лексико-семантическим уровнем, а также важная функция рифмы, которая проясняет скрытые вербальные отношения.
Литература
- David C. Stefan George. Sein dichterisches Werk. München: Carl Hanser Verlag; 1967. 531 S.
- Klein CA, Herausgeber. Blätter für die Kunst. Düsseldorf; München: H. Küpper; 1967. 347 S.
- George S. Tage und Taten. Berlin: Georg Bondi; 1933. 108 S.
- Morwitz E. Kommentar zu dem Werk Stefan Georges. Düsseldorf; München: Georg Bondi; 1962. 493 S.
- Karlauf T. Stefan George: die Entdeckung der Charisma. München: Blessing; 2007. 816 S.
- George S. Das Jahr der Seele. Berlin: Georg Bondi; 1928. 136 S.
- Kluncker K. Das geheime Deutschland. Über Stefan George und seinen Kreis. Bonn: Bouvier; 1985. 164 S.
- Norton RE. Secret Germany: Stefan George and his circle. Cornell: Cornell University Press; 2002. 832 p.
- Riedel M. Geheimes Deutschland. Stefan George und die Brüder Stauffenberg. Köln: Böhlau Verlag; 2006. 174 S.
- Faletti HE. Die Jahreszeiten des Fin de siècle: eine Studie über Stefan Georges Das Jahr der Seele. Bern: Francke; 1983. 238 S.
- Blass E. Über den Stil Stefan Georges. Heidelberg: R. Weissbach; 1920. 27 S.
- Braungart W. Ästhetischer Katholizismus. Stefan Georges Rituale der Literatur. Tübingen: Niemeyer; 1997. 382 S.
- Osterkamp E. Poesie der leeren Mitte. Versuch, Stefan Georges Neues Reich zu verstehen. Berlin: Hanser Verlag; 2010. 291 S.
- Braungart W, Herausgeber. Stefan George und Religion (Untersuchungen zur deutschen Literaturgeschichte). Berlin: De Gruyter; 2015. 269 S.
- Heidegger M. Bytie i vremya [Being and time]. Bibikhin VV, compiler. Moscow: Respublika; 1993. [The word]; p. 302–311. Russian.
- Admoni VG. [George]. In: Balashov NI, Zhirmunskii VM, Purishev BI, Samarin RM, Turaev SV, Fradkin IM, editors. Istoriya nemetskoi literatury. Tom 4, 1848–1918 [History of German literature. Volume 4, 1848–1918]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR; 1968. p. 360 –366. Russian.
- Pavlova NS. [On the doorstep. Post-natural German literature]. In: Andreev LG, Pavlova NS, Karel’skii AV, editors. Zarubezhnaya literatura XX veka [Foreign literature of the 20th century]. Moscow: Vysshaya shkola; 1996. p. 168–181. Russian.
- Segal DM. [Russian and German symbolism in the comparative study]. In: Segal DM, Segal NM, editors. Paths in art. Symbolism and European culture in the 20 th century. Moscow: Vodolei publishers; 2008. p. 85–221. Russian.
- Azadovskii KM. [Two towers – two myths (Stefan George and Vyacheslav Ivanov)]. In: Shishkin AB, editor. Bashnya Vyacheslava Ivanova i kul’tura Serebryanogo veka [The tower of Vyacheslav Ivanov and culture of the Silver Age]. Saint Petersburg: St. Petersburg University; 2006. p. 35–53. Russian.
- Tsvetkov YuL. [Symbol in the work of Stefan George]. Almanac of Modern Science and Education. 2009;2–1:154–156. Russian. EDN: NKRLLB.
- Sinilo GV. Functions of pastoral and idyllic topics in the German poetry at the turn of the 19th– 20th centuries (Friedrich Nietzsche, Stefan George). In: Sas’kova TV, editor. Pastoral’: begstvo ot deistvitel’nosti ili priblizhenie k nei [Pastoral: escape from the reality or the approach to it]. Moscow: The Kosygin State University of Russia; 2018. p. 53–85. Russian. EDN: UZGXPB.
- Kurylau YuG. Sintez khudozhestvennykh stilei v poezii S. George [Synthesis of artistic styles in the poetry of S. George] [dissertation]. Minsk: Belarusian State University; 2014. 115 p. Russian.
- Rinner F. Modellbildungen im Symbolismus. Heidelberg: Carl Winter; 1989. 280 S.
- Nietzsche F. Tak govoril Zaratustra [Thus spoke Zaratustra]. Antonovskii Yu, translator. Moscow: Eksmo; 2005. 1024 p. Russian.
- George S. Hymnen, Pilgerfahrten, Algabal. Berlin: Georg Bondi; 1928. 137 S.
- George S. Al’gabal [Algabal]. Pilyavskii NG, translator; Mikhailovskii AB, editor. Moscow: Ad marginem; 2014. 144 p. Russian.
- Huysmans JK. [Against the grain]. In: Tolmachev VM, compiler. Tri simvolistskikh romana [Three symbolist novels]. Moscow: Respublika; 1995. p. 3–143. Russian.
- Gundolf F. George. Berlin: Georg Bondi; 1921. 270 S.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Филология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).