Формирование и развитие ноосферного вектора в образовательной парадигме ХХІ в.

  • Олег Петрович Пунченко Одесская государственная академия технического регулирования и качества, ул. Кузнечная, 15, 65020, г. Одесса, Украина
  • Павел Александрович Водопьянов Белорусский государственный технологический университет, ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Исследуется ноосферный вектор в развитии современной системы образования. Описываются его детерминирующие базовые составляющие, ключевой среди которых выступает информатизация образования посредством внедрения интеллектуальных информационных технологий. Анализируется целесообразность обеспечения гуманизации и гуманитаризации образования как необходимых условий сохранения единства системы научного знания. Показывается влияние инноваций на процесс обучения. Особое внимание уделяется ноосферно-информационной парадигме образования, которая представляет собой комплекс научно-технических и социально-идеологических новшеств, предполагающих использование интеллектуальных информационных технологий в обучении. Обосновывается необходимость утверждения идей нового Просвещения, нацеленных на достижение безопасного будущего.

Биографии авторов

Олег Петрович Пунченко, Одесская государственная академия технического регулирования и качества, ул. Кузнечная, 15, 65020, г. Одесса, Украина

доктор философских наук, профессор; профессор кафедры стандартизации, оценки соответствия и образовательных измерений

 

Павел Александрович Водопьянов, Белорусский государственный технологический университет, ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Беларусь

доктор философских наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор; профессор кафедры философии и права факультета технологии органических веществ

 

Литература

  1. Punchenko OP, Punchenko NO. Arheologyja noosfernogo obrazovanyja [Archeology of noospheric formation]. Odessa: Drukars’kyj dim; 2017. 376 p. Russian.
  2. Zarenin MV. Informatsiya: svoistva, resursy, innovatsionnye tekhnologii [Information: properties, resources, innovative technologies]. Gomiel: Polespechat’; 2012. 224 p. Russian.
  3. Osborn R. Tsivilizatsiya. Novaya istoriya zapadnogo mira [Civilisation. A new history of the Western world]. Kolopotin M, translator. Moscow: AST; 2008. 768 p. Russian.
  4. Feyerabend P. Nauka v svobodnom obshchestve [Science in a free society]. Nikiforova AL, translator. Moscow: AST; 2010. 378 p. Russian.
  5. Donnikova IA, editor. Stvorjuval’ne znannja [Creative knowledge]. Odessa: Feniks; 2020. 250 p. Ukrainian.
  6. Kastel’s M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The information age: economy, society and culture]. Shkaratan OI, translator. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2000. 606 p. Russian.
  7. Huning A. Inzhenernaya deyatel’nost’ s tochki zreniya eticheskoj i social’noj otvetstvennosti [Engineering activities from the point of view of ethical and social responsibility]. Moscow: Progress; 1989. 372 p. Russian.
Опубликован
2024-04-03
Ключевые слова: образование, информатизация, гуманитаризация, человечность, инновационность
Как цитировать
Пунченко, О. П., & Водопьянов, П. А. (2024). Формирование и развитие ноосферного вектора в образовательной парадигме ХХІ в . Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 51-56. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6176