Формирование и развитие ноосферного вектора в образовательной парадигме ХХІ в.
Аннотация
Исследуется ноосферный вектор в развитии современной системы образования. Описываются его детерминирующие базовые составляющие, ключевой среди которых выступает информатизация образования посредством внедрения интеллектуальных информационных технологий. Анализируется целесообразность обеспечения гуманизации и гуманитаризации образования как необходимых условий сохранения единства системы научного знания. Показывается влияние инноваций на процесс обучения. Особое внимание уделяется ноосферно-информационной парадигме образования, которая представляет собой комплекс научно-технических и социально-идеологических новшеств, предполагающих использование интеллектуальных информационных технологий в обучении. Обосновывается необходимость утверждения идей нового Просвещения, нацеленных на достижение безопасного будущего.
Литература
- Punchenko OP, Punchenko NO. Arheologyja noosfernogo obrazovanyja [Archeology of noospheric formation]. Odessa: Drukars’kyj dim; 2017. 376 p. Russian.
- Zarenin MV. Informatsiya: svoistva, resursy, innovatsionnye tekhnologii [Information: properties, resources, innovative technologies]. Gomiel: Polespechat’; 2012. 224 p. Russian.
- Osborn R. Tsivilizatsiya. Novaya istoriya zapadnogo mira [Civilisation. A new history of the Western world]. Kolopotin M, translator. Moscow: AST; 2008. 768 p. Russian.
- Feyerabend P. Nauka v svobodnom obshchestve [Science in a free society]. Nikiforova AL, translator. Moscow: AST; 2010. 378 p. Russian.
- Donnikova IA, editor. Stvorjuval’ne znannja [Creative knowledge]. Odessa: Feniks; 2020. 250 p. Ukrainian.
- Kastel’s M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The information age: economy, society and culture]. Shkaratan OI, translator. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2000. 606 p. Russian.
- Huning A. Inzhenernaya deyatel’nost’ s tochki zreniya eticheskoj i social’noj otvetstvennosti [Engineering activities from the point of view of ethical and social responsibility]. Moscow: Progress; 1989. 372 p. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).