Мультипликация как средство формирования ценностных установок в СССР в 1950–90-х гг.

  • Наталья Валерьевна Левченко Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, ул. Большая Андроньевская, 5, корп. 1, 109544, г. Москва, Россия

Аннотация

Исследуется советская анимация 1950–90-х гг. Рассматриваются периоды развития анимации, а также этапы трансформации основных художественных методов и образов, которые использовали советские аниматоры. Выявлена связь между особенностями становления мультипликации и культурно-историческими процессами в СССР. Показано влияние на отрасль идеологических основ, транслируемых сверху. Определены основные задачи советской мультипликации. В качестве метода исследования используется контент-анализ. Проанализированы основные картины каждого десятилетия советской эпохи, проведен вторичный анализ исследований, посвященных анимации. Показано, как менялась идеология в советскую эпоху и как идеологические установки транслировались через мультфильмы. Советская мультипликация анализируется как средство идеологического влияния власти на общество, а также как средство формирования советского гражданина. Предпринята попытка систематизировать мультипликационные фильмы в соответствии с их предполагаемым идейным наполнением.

Биография автора

Наталья Валерьевна Левченко, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, ул. Большая Андроньевская, 5, корп. 1, 109544, г. Москва, Россия

кандидат социологических наук; научный сотрудник

Литература

  1. Petrukhina OV. Methods and means of applied animation in Russia at the turn of the 1940–1960s. Chelovek i kul’tura [Internet]. 2019 [cited 2022 August 22];1:1–10. Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28734. Russian. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.1.28734.
  2. Vasilieva VP. [Professional discussions of the early 1960s about the main tasks of Soviet animation on the way to the communist future (based on the materials of the journal «Art of Cinema»)]. In: Portnykh VL, Potapova NA, Reznikova MA, Rechkalova AA, Slugina VA, Khomenko DYu, et al., editors. Aktual’nye problemy istoricheskikh issledovanii: vzglyad molodykh uchenykh. Sbornik materialov Vserossiiskoi molodezhnoi nauchnoi shkoly-konferentsii; 25–27 avgusta 2016 g.; Novosibirsk, Rossiya [Actual problems of historical research: the view of young scientists. Collection of materials of the All-Russian youth scientific school-conference; 2016 August 25–27; Novosibirsk, Russia]. Novosibirsk: Apel’sin; 2016. p. 229–237. Russian.
  3. Tazov PYu. Dynamics of values of Russian youth in 1960–2010 in sociocultural analysis. Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2015 [cited 2022 August 22];1(part 1). Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17928. Russian.
  4. Bokova YaM. [The evolution of public sentiment and mass consciousness of Soviet society in the middle of 50s – the first half of the 60s 20th century]. In: Akhmetova GD, editor. Istoricheskie issledovaniya: materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii; mai 2015 g.; Kazan’, Rossiya [Historical research: materials of the 3rd International scientific conference; May 2015; Kazan, Russia]. Kazan: Buk; 2015. p. 41–45. Russian.
  5. Nikonova SI. Crisis of ideology and Soviet society in 1970s–1980s. Tambov University Rewiev. Series: Humanities. 2008;7(63):374–382. Russian.
  6. Navruzov ZG. To the question on ideological priorities of the Soviet leadership at the initial stage of perestroika in the USSR. Modern Scientific Thought. 2021;2:84–89. Russian. DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-84-89.
  7. Rodionova IV, compiler. Sovetskaya ideologiya v 30-e gody XX veka: metodicheskie rekomendatsii po kursu «Otechestvennaya istoriya» [Soviet ideology in the 30s of the 20th century: methodical recommendations for the course «Patriotic history»]. Moscow: HSE Tikhonov Moscow Institute of Electronics and Mathematics; 2003. 30 p. Russian.
  8. Vilkov AA. Perestroika in the USSR: between the ideological concept and reality. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology. 2021;21(3):303–309. Russian. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-303-309.
  9. Krivulya NG. The specificity of development and the formation of the peculiarities of the Russian animational industry in the context of the conception of childhood. The Art and Science of Television. 2018;14(2):107–135. Russian. DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.2-107-135.
Опубликован
2022-11-25
Ключевые слова: мультипликация, анимация, советская идеология, СССР, общественные настроения, Союзмультфильм
Как цитировать
Левченко, Н. В. (2022). Мультипликация как средство формирования ценностных установок в СССР в 1950–90-х гг. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 80-87. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-4-80-87