«Братья-мусульмане» в Европе: идеологическая и организационная трансформация

  • Александра Александровна Кондраль Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-0142-1918

Аннотация

Политический ислам становится важнейшим фактором международного взаимодействия на современном этапе. В начале XXI в. деятельность исламистских организаций стала предметом беспокойства не только на Ближнем Востоке, но и в странах Западной Европы, а также США. Данное обстоятельство обостряет тот факт, что в силу своего колониального прошлого Европа, где удельный вес мусульманского населения растет год от года, стала своеобразным источником распространения ислама. Более того, после событий «арабской весны» 2011 г. здесь развернулся еще более жесткий миграционный кризис, который поставил Европу перед проблемой соблюдения принципа религиозной свободы местных мусульман, с одной стороны, и сохранения европейских ценностей светской демократии – с другой. Ассоциация «Братья-мусульмане» на протяжении практически всей своей истории считается основной исламистской силой не только в арабском мире, но и в странах Запада. И если на Ближнем Востоке она позиционирует себя скорее как просто политическую организацию, пусть и имеющую широкое представительство, то в Европе ассоциация «Братья-мусульмане» фактически объявила себя выразителем интересов всей местной исламской уммы. Учитывая увеличение количества мусульман в данном регионе, европейское общество не может не волновать так называемая исламская экспансия. В данных обстоятельствах вопрос о том, действительно ли данный процесс имеет место и какую роль в нем играет европейская ветвь ассоциации «Братья-мусульмане», выходит на передний план. Автором предпринимается попытка ответить на него путем анализа различных этапов идеологической трансформации ассоциации «Братья-мусульмане» и ее деятельности в Европе. Делается вывод о том, что важной в этом процессе оказалась идейная эволюция, пройденная материнской организацией «Братья-мусульмане» в Египте. Как сама ассоциация прошла путь от военизированной группировки с антизападным дискурсом до умеренного демократически настроенного толерантного Западу движения, так и ее европейское ответвление трансформировалось из небольшой исламистской группировки в изгнании в стане врага в организацию, считающую себя официальным представителем всех европейских мусульман и принимающую Европу в качестве своей постоянной родины.

Биография автора

Александра Александровна Кондраль, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук; доцент кафедры истории нового и новейшего времени исторического факультета.

Литература

  1. Amhar S. «Muslim Brotherhood» in Europe. Analysis of the Islamic organisation. Al-maktabat al-Iskandariya: [s. n.]; 2012. 28 p. Arabic.
  2. Maréchal B. Le devenir des Frères musulmans: entre visibilité et déclin. Larevuenouvelle. 2007;9:26–31.
  3. al-Banna H. Collection of messages of imam Hasan al-Banna. Cairo: Dar ad-Dawat li at-Taba wa at-Tavzia; 1998. 756 p. Arabic.
  4. Rutherford B. Egypt after Mubarak. Liberalism, Islam and democracy in the Arab world. Princeton: Princeton University Press; 2008. 280 p.
  5. Leiken R, Brooke S. The moderate Muslim Brotherhood. Foreign Affairs. 2007:2:108–116.
  6. Emerson M, Youngs R. Political Islam and European foreign policy perspectives from Muslim democrats of Medditarranean. Brussels: Centre for European Policy Studies; 2007. 196 p.
  7. Razhbadinov M. Egipetskoe dvizhenie «Brat’ev-musul’man» [Egyptian Muslim Brotherhood movement]. Moscow: Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Science; 2004. 434 p. Russian.
  8. Qutb S. Milestones on the way. Cairo: Dar Ash-Shuruk; 1982. 202 p. Arabic.
  9. Vidino L. Programme on extremism. The Muslim Brotherhood in Austria. Washington: George Washington University; 2017. 50 p.
  10. Khizriev AYa. [«Muslim Brothers» in Western countries: organisation and spread of ideology (Great Britain, Germany, France)]. Problemy natsional’noi strategii. 2014;5:236–250. Russian.
  11. Manukyan S. [Islamic fundamentalism in Syria (30–60s)]. In: Fedorchenko AV, Filonik AO, editors. Vostokovednyi sbornik. Vypusk 4 [Orientalist collection. Issue 4]. Moscow: Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka; 2002. p. 150– 179. Russian.
  12. Wickham C. Mobilizing Islam. New York: Columbia University Press; 2002. 300 p.
  13. Rubin B. Islamic fundamentalism in Egyptian politics. New York: Palgrave Macmillan; 2002. 222 p.
  14. Kireev NG. Istoriya Turtsii. XX vek [History of Turkey of the 20th century]. Moscow: Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Science; 2007. 608 p. Russian.
  15. Kondral AA. Obshchestvenno-politicheskaya deyatel’nost’ assotsiatsii «Brat’ev-musul’man» v Egipte (2005–2012 gg.) [Social and political activities of the Society of the Muslim Brotherhood in Egypt (2005–2012)] [dissertation]. Minsk: Belarusian State University; 2015. 139 p. Russian.
  16. Pargeter A. The Muslim Brotherhood. The burden of traditions. London: [s. n.]; 2010. 248 p.
  17. Landa RG. Istoriya Alzhira XX v. [History of Algeria in the 20th century]. Moscow: Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Science; 2017. 220 p. Russian.
  18. Grewal S. From Islamists to Muslim democrats: the case of Tunisia’s Ennahda. American Political Science Review. 2020;114(2):519–535.
Опубликован
2020-10-25
Ключевые слова: ислам в Европе, ассоциация «Братья-мусульмане», политический ислам, идеологическая трансформация, европейское мусульманское сообщество, европейские мусульмане, Федерация исламской организации в Европе
Как цитировать
Кондраль А. А. «Братья-мусульмане» в Европе: идеологическая и организационная трансформация // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. 4. СС. 80-90.