Феномен маски как медиума в истории культуры
Аннотация
Объектом исследования выступает феномен маски как уникального явления культуры, предметом – символика маски как медиума и мифологического кода в разные исторические эпохи, что обусловлено определенными социально-культурными тенденциями. Отмечается, что, зародившись в первобытном обществе, маска прошла свой путь развития. Доказывается, что одна из главных социальных функций маски – быть медиумом, посредником между человеком и обществом, а также между реальным и мифологическим мирами. На основе исследования генезиса и эволюции маски, анализа взаимодействия маски и мифотворчества в истории ритуальной и театральной культуры делается вывод об актуальности данной проблемы в контексте новой социокультурной реальности, включая период пандемии, когда маска стала символом защиты.
Литература
- Putilov BN. Fol’klor i narodnaya kul’tura [Folklore and folk culture]. Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie; 2003. 458 p. Russian.
- Bakhtin MM. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura Srednevekov’ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Eksmo; 2015. 640 p. Russian.
- Lévi-Strauss C. La voie des masques. Paris: Plon; 1979. 256 p. Russian edition: Lévi-Strauss C. Put’ masok. Ostrovskii AB, translator. Moscow: Respublika; 2000. 398 p. (Mysliteli 20th veka).
- Avdeev AD. Proiskhozhdenie teatra. Elementy teatra v pervobytnoi sisteme [The origin of the theatre. Elements of the theater in the primitive system]. Moscow: Iskusstvo; 1959. 266 p. Russian.
- Huizinga J. Homo ludens: a study of the play-element in culture. Boston: Beacon Press; 1971. 232 p. Russian edition: Huizinga J. Chelovek igrayushchii = Homo ludens. Stat’i po istorii kul’tury. 2nd edition. Sil’vestrov DV, translator. Moscow: Airis Press; 2003. 486 p.
- Pavis P. Dictionnaire du théâtre. Paris: Messidor; 1987. 477 p. Russian edition: Pavis P. Tetral’nyi slovar’. Bazhenova L, Vakhta I, Vasil’eva O, Goryachev A, Ivanov S, Razlogova E, et al., translators; Belyaeva G, Gubskii E, Gushchina E, Korableva G, Medvedeva N, editors. Moscow: Progress; 1991. 504 p.
- Tolshin AV. Maska, ya tebya znayu [Maska, I know you]. Saint Petersburg: Petropolis; 2015. 288 p. Russian.
- Tlepov ZA, Malikova AM, Tursynbayeva AO, Makulbekov AT, Dugalich NM. Performance of Medieval religious mystery play as theatrical art genre and precursor of ‘political theatre’. European Journal of Science and Theology. 2021;17(4):109–117.
- Boyadzhiev GN. Ot Sofokla do Brekhta za sorok teatral’nykh vecherov [From Sophocles to Brecht in forty theatrical evenings]. Moscow: Education; 1969. 352 p. Russian.
- Mokulsky SS. O teatre [About the theatre]. Moscow: Iskusstvo; 1963. 544 p. Russian.
- Molodtsova MM. Komediya dell’arte [Commedia dell’arte]. Leningrad: LGITMIK; 1990. 218 p. Russian.
- Tihomirova EG. Mask as a cultural form. Science. Arts. Culture. 2017;2:28-35. Russian.
- Fyson N. Great treasures of the world. London: AA Publishing; 1995. 159 p. Russian edition: Fyson N. Velikie sokrovishcha mira. Gurvitz M, translator. Moscow: Bertelsmann media; 1996. 160 p.
- Eremeev AF. Granitsy iskusstva [The boundaries of art]. Moscow: Iskusstvo; 1984. 320 p. Russian.
- Shulepova EA. Istoricheskaya kul’turologiya [Historical cultural studies]. Moscow: Akademicheskii proekt; 2015. 796 p. Russian.
- Morgan LH. Ancient society. Researches in the lines of human progress from savagery throught barbarism to civilization. New York: Henry Holt and Company; 1907. 506 p. Russian edition: Morgan LH. Drevnee obshchestvo. Issledovanie linii chelovecheskogo progressa ot dikosti cherez varvarstvo k tsivilizatsii. Kosven OM, translator. Moscow: Lenand; 2021. 360 p.
- Tylor EB. Primitive culture. London: J. Myrray; 1871. 2 volumes. Russian edition: Tylor EB. Pervobytnaya kul’tura. Koropchevskii DA, translator. Moscow: Izdatel’stvo politicheskoi literatury; 1989. 573 p.
- Leroi-Gourhan A. The art of prehistoric man in Western Europe. London: Thames and Hudson; 1968. 543 p.
- Kirillova NB. Cultural mask codes: historical context. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. 2018;24(4):158–169. Russian.
- Morov AG. Tri veka russkoi stseny. Kniga 1. Ot istokov do velikogo Oktyabrya [Three centuries of the Russian stage. Book 1. From the origins to the great October]. Moscow: Education; 1978. 320 p. Russian.
- Frazer J. The golden bough. Research of comparative religious studies. London: Macmillan; 1920. 515 p. Russian edition: Frazer J. Zolotaya vetv’. Issledovanie sravnitel’nogo religiovedeniya. Ryklin MK, translator. Moscow: Akademicheskii proekt; 2017. 799 p.
- Lévy-Bruhl L. Primitives and the supernatural. New York: Haskell House Publishers; 1973. 405 p. Russian edition: Lévy-Bruhl L. Sverkh’estestvennoe v pervobytnom myshlenii. Moscow: Akademicheskii proekt; 2020. 428 p.
- Vico G. Principj d’una scienza nuova: d’intorno alla comune natura delle nazioni. Napoli: Morano; 1991. 480 p. Russian edition: Vico G. Osnovaniya novoy nauki ob obshchey prirode natsii. Guber AA, translator. Moscow: RIPOL classic; 2018. 704 p.
- Jung CG. Analiticheskaya psikhologiya: proshloe i nastoyashchee [Analytical psychology: past and present]. Moscow: Martis; 1995. 86 p. Russian.
- Campbell J. The hero with a thousand faces. Princeton: Princeton University Press; 2004. 403 p. Russian edition: Campbell J. Tysyachelikii geroi. Chekchurina OYu, translator; Rimitsan N, editor. Saint Petersburg: Piter; 2018. 352 p.
- Cassirer E. Izbrannoe: opyt o cheloveke [Selected: experience about a person]. Vimer B, translator. Moscow: Gardarika; 1998. 780 p. Russian.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).