Реформа средних военно-учебных заведений в России и ее судьба (1917–1918)

  • Андрей Михайлович Лукашевич Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-5868-8114

Аннотация

Через призму ценностного подхода рассматривается реформа средних военно-учебных заведений (кадетских корпусов) в России, проведенная при Временном правительстве. Описываются особенности создания и деятельности комиссии по реорганизации военно-учебных заведений под руководством генерала З. А. Макшеева. Отмечается, что в марте – июле 1917 г. комиссия провела серьезную работу по реорганизации военной школы на широких демократических началах. С 1917/18 учебного года в кадетские корпуса был открыт доступ детям всех сословий. Для создания равных условий при зачислении на казенное содержание были cнижены требования к кандидатам, а вместо конкурса была введена система баллотирования. Отмечается, что в ходе реформы на базе кадетских корпусов были организованы гимназии военного ведомства, которые обрели статус общеобразовательных заведений (отменялось присвоение воинских званий и проведение строевых занятий, на все должности разрешалось назначать гражданских лиц). Были приняты меры по упрощению быта воспитанников и обслуживанию ими собственных нужд, допускалось создание ученических организаций. Управление гимназиями основывалось на принципе доверия к персоналу (решением многих вопросов занимался педагогический совет). Делается вывод о том, что приход большевиков к власти в октябре 1917 г. привел к отказу от реформы. Поскольку значительная часть представителей кадетского сообщества, сформированного еще при императорской власти и воспитанного в монархическом духе, не признали советской власти, в июле 1918 г. гимназии военного ведомства были упразднены.

Биография автора

Андрей Михайлович Лукашевич, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета

Литература

  1. Volkov SV. Russkii ofitserskii korpus [Russian officer corps]. Moscow: Voenizdat; 1993. 368 p. Russian.
  2. Mihajlov AA. Rukovodstvo voennym obrazovaniem v Rossii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka [Management of military education in Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Pskov: Izdatel’stvo Pskovskogo oblastnogo instituta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya; 1999. 463 p. Russian.
  3. Korovin VM. Voennoe obrazovanie v Rossiiskoi imperii (seredina XIX – nachalo XX veka) [Military education in the Russian Empire (mid 19th – early 20th century)]. Voronezh: Voronezh State University; 2009. 704 p. Russian.
  4. Lelina EI. [Main directorate of military educational institutions in the revolutionary events of 1917]. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2007;2:192–195. Russian.
  5. Samovich AL. Voennaya shkola Rossii v 1914–1920 gg.: kadetskie korpusa [The military school of Russia in 1914–1920: cadet corps]. Moscow: Sputnik+; 2002. 50 p. Russian.
  6. Shajkow V, Lukashjevich A. [Polotsk cadet corps and its pupils]. Belaruski gistarychny chasopis. 1999;4:45–51. Belarusian.
  7. Ramazanov SP. Problema tsennosti v istorii: istoriograficheskie i metodologicheskie aspekty [The problem of value in history: historiographical and methodological aspects]. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel’stvo; 2006. 127 p. Russian.
  8. Shepeljov LE. Tituly, mundiry, ordena Rossiiskoi imperii [Titles, uniforms, orders of the Russian Empire]. Moscow: Tsentrpoligraf; 2004. 423 p. Russian.
Опубликован
2023-11-11
Ключевые слова: Временное правительство, военно-учебные заведения, кадетские корпуса, гимназии военного ведомства, З. А. Макшеев, реформа, система баллотирования, педагогический совет
Как цитировать
Лукашевич А. М. Реформа средних военно-учебных заведений в России и ее судьба (1917–1918) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 4. СС. 6-22.