Реформа средних военно-учебных заведений в России и ее судьба (1917–1918)
Аннотация
Через призму ценностного подхода рассматривается реформа средних военно-учебных заведений (кадетских корпусов) в России, проведенная при Временном правительстве. Описываются особенности создания и деятельности комиссии по реорганизации военно-учебных заведений под руководством генерала З. А. Макшеева. Отмечается, что в марте – июле 1917 г. комиссия провела серьезную работу по реорганизации военной школы на широких демократических началах. С 1917/18 учебного года в кадетские корпуса был открыт доступ детям всех сословий. Для создания равных условий при зачислении на казенное содержание были cнижены требования к кандидатам, а вместо конкурса была введена система баллотирования. Отмечается, что в ходе реформы на базе кадетских корпусов были организованы гимназии военного ведомства, которые обрели статус общеобразовательных заведений (отменялось присвоение воинских званий и проведение строевых занятий, на все должности разрешалось назначать гражданских лиц). Были приняты меры по упрощению быта воспитанников и обслуживанию ими собственных нужд, допускалось создание ученических организаций. Управление гимназиями основывалось на принципе доверия к персоналу (решением многих вопросов занимался педагогический совет). Делается вывод о том, что приход большевиков к власти в октябре 1917 г. привел к отказу от реформы. Поскольку значительная часть представителей кадетского сообщества, сформированного еще при императорской власти и воспитанного в монархическом духе, не признали советской власти, в июле 1918 г. гимназии военного ведомства были упразднены.
Литература
- Volkov SV. Russkii ofitserskii korpus [Russian officer corps]. Moscow: Voenizdat; 1993. 368 p. Russian.
- Mihajlov AA. Rukovodstvo voennym obrazovaniem v Rossii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka [Management of military education in Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Pskov: Izdatel’stvo Pskovskogo oblastnogo instituta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya; 1999. 463 p. Russian.
- Korovin VM. Voennoe obrazovanie v Rossiiskoi imperii (seredina XIX – nachalo XX veka) [Military education in the Russian Empire (mid 19th – early 20th century)]. Voronezh: Voronezh State University; 2009. 704 p. Russian.
- Lelina EI. [Main directorate of military educational institutions in the revolutionary events of 1917]. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2007;2:192–195. Russian.
- Samovich AL. Voennaya shkola Rossii v 1914–1920 gg.: kadetskie korpusa [The military school of Russia in 1914–1920: cadet corps]. Moscow: Sputnik+; 2002. 50 p. Russian.
- Shajkow V, Lukashjevich A. [Polotsk cadet corps and its pupils]. Belaruski gistarychny chasopis. 1999;4:45–51. Belarusian.
- Ramazanov SP. Problema tsennosti v istorii: istoriograficheskie i metodologicheskie aspekty [The problem of value in history: historiographical and methodological aspects]. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel’stvo; 2006. 127 p. Russian.
- Shepeljov LE. Tituly, mundiry, ordena Rossiiskoi imperii [Titles, uniforms, orders of the Russian Empire]. Moscow: Tsentrpoligraf; 2004. 423 p. Russian.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).