Полоцкий кадетский корпус в годы Первой мировой войны (1914–1918)
Аннотация
Рассматривается судьба Полоцкого кадетского корпуса в годы Первой мировой войны. Показывается, что в сентябре 1914 г. в связи с использованием строений учебного заведения для лечения раненых кадетский корпус поротно был эвакуирован в Сумы (3-я рота), Москву, а затем в Одессу (2-я рота) и Владикавказ (1-я рота). Там полочане были прикомандированы к местным средним военно-учебным заведениям. Генерал М. Г. Чигирь вместе с канцелярией и архивом корпуса еще год оставался в Полоцке и только в сентябре 1915 г. в связи с ухудшением положения на фронте был эвакуирован в Симбирск. Прослеживается судьба эвакуированных рот, описываются особенности адаптации полочан к новым условиям жизни и специфика их взаимоотношений с местными кадетами. Отмечается, что в Сумах и Владикавказе между полочанами и воспитанниками принимающих учебных заведений установились натянутые отношения, что было обусловлено разными традициями, менталитетом и воспитанием кадет. Демонстрируется преобразование Полоцкого кадетского корпуса в гимназию военного ведомства в 1917 г., а также прием учащихся на новых демократических условиях. Делается вывод о том, что до октября 1917 г. Полоцкая гимназия военного ведомства функционировала как единое военно-учебное заведение и была официально упразднена только после прихода к власти большевиков, которые отказались от реформы Временного правительства.
Литература
- Volkov SV. Russkii ofitserskii korpus [Russian officer corps]. Moscow: Voenizdat; 1993. 368 p. Russian.
- Gurkovskii VA. Kadetskie korpusa Rossiiskoi imperii. Tom 1 [Cadet corps of the Russian Empire. Volume 1]. Moscow: Belyi bereg; 2005. 263 p. Russian.
- Gurkovskii VA. Kadetskie korpusa Rossiiskoi imperii. Tom 2 [Cadet corps of the Russian Empire. Volume 2]. Moscow: Belyi bereg; 2005. 367 p. Russian.
- Baradachev A, Tsybul’kin V, Rozhen L. Kadetskie korpusa XIX – nach. ХХ vv.: ukrainskoe izmerenie [Cadet corps XIX – early XX century: Ukrainian dimension]. Kyiv: Presa Ukrai’ny; 2012. 272 p. Russian.
- Hubulova SA. «All the roads that connect the Transcaucasia with the North Caucasus lead through the city of Vladikavkaz...» From the history of the Vladikavkaz Cadet Corps. Voenno-istoricheskii zhurnal. 2013;5:39–43. Russian.
- Samovich AL. Voennaya shkola Rossii v 1914–1920 gg.: kadetskie korpusa [The military school of Russia in 1914–1920: cadet corps]. Moscow: Sputnik+; 2002. 50 p. Russian.
- Shajkow V, Lukashjevich A. [Polotsk cadet corps and its pupils]. Belaruski gistarychny chasopis. 1999;4:45–51. Belarusian.
- Zaharkina GI, Lukjanenko VG, Solovyov AA. The way from collegium to university. Bulletin of Polotsk State University. Series F: Construction. Applied Science. 2012;16:2–7. Russian.
- Polyakov SI. Polotskii kadetskii korpus. Istoriya v litsakh [Polotsk Cadet Corps. History in faces]. Polack: Spaso-Evfrosinievskii zhenskii monastyr’; 2010. 71 p. Russian.
- Lukashevich AM. Reform of secondary military educational institutions in Russia and its fate (1917–1918). Journal of the Belarusian State University. History. 2023;4:6–22. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).