Педагог-ученый С. З. Каценбоген и Свердловский государственный педагогический институт в 1935–1946 гг.
Аннотация
История высшей школы в России и ближнем зарубежье неразрывно связана с деятельностью представителей вузовской администрации, их преподавательской и научной активностью. Именно они были проводниками государственной политики в сфере высшего образования. В 1920–40-х гг. в высших учебных заведениях СССР учебная и научнаяработа в большой степени зависела от изменения общественно-политической обстановки в стране. Это нашло своеотражение в судьбе тех, кто стоял во главе вузовского управления. Исследование политической и профессиональнойактивности руководящих кадров советских вузов позволит дать правильную оценку их деятельности как администраторов, педагогов и ученых. В этом смысле изучение судьбы Соломона Захаровича Каценбогена – социолога, философа,педагога и вузовского руководителя – приобретает особый интерес и актуальность. Поводами для публикации могутслужить также 100-летний юбилей со дня открытия Белорусского государственного университета и 90-летие созданияСвердловского государственного педагогического института (ныне – Уральский государственный педагогический университет). Статья посвящена деятельности С. З. Каценбогена в период изменений в общественно-политической жизни,происходивших в СССР во второй половине 1930-х – 1940-е гг. Впервые целенаправленно исследуется его профессиональная активность как преподавателя и администратора в уральских вузах, прежде всего в Свердловском пединституте. Делаются попытки анализа политических настроений и поведения Соломона Захаровича в условиях сталинскогорежима, явившихся следствием необоснованных обвинений в его адрес: мнительность и недоверие к коллегам, снижение научной активности из-за боязни критики по политическим мотивам. В то же время авторы приходят к выводу о положительном вкладе профессора в совершенствование вузовской работы на Урале (новаторство в организациипланирования научной деятельности высших учебных заведений, создание системы контроля со стороны заведующихкафедрами и администрации за проводимыми преподавателями занятиями). В условиях массовых репрессий Соломон Захарович не стал клеветником и карьеристом, он искренне верил, что благодаря своему добросовестному трудуи нравственному поведению в конечном итоге добьется снятия с него партийных взысканий. Именно так оценивалипрофессора его коллеги – работники уральских вузов, но реабилитации от партийных чиновников С. З. Каценбоген таки не дождался. Судьба профессора С. З. Каценбогена во многом типична и ярко характеризует историческую обстановкув стране в период сталинского правления. В связи с этим цель настоящей статьи – выявить последствия воздействияполитических факторов и особенностей общественной жизни в 1935–1946 гг. на деятельность вузовского руководителя,ученого и педагога. С другой стороны, мы пытались вести исследование в рамках историко-антропологического подхода, где человек выступает как действующее лицо истории, социальный фактор, носитель определенной политическойкультуры, менталитета. Для достижения цели и решения поставленных задач важное значение имеет расширение источниковой базы исследования в результате открытия ряда архивных материалов, ранее недоступных для историков.
Литература
- Maksimchik AN. Little known pages of biography and activities of professor S. Z. Katsenbogen (1889–1946). Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2017;2:65–86. Russian.
- Pokatov DV, Anikin LS. Memory and honor: Solomon Zakharovich Katsenbogen. To the 130th anniversary. Journal of the Belarusian State University. History. 2020;1:95–98. Russian.
- Pokatov DV, Anikin LS. Replica. S. Z. Katsenbogen: «Living contrary to circumstances». In: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sotsial’nyi konflikt: sotsietal’noe, regional’noe i istoricheskoe izmerenie» v ramkakh Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma «Stoletie gumanitarnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom universitete: dialog vremen – proshedshego, nastoyashchego i budushchego», posvyashchennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU; 25 oktyabrya 2017 g.; Saratov, Rossiya [Proceedings of the International scientific and practical conference «Social conflict: societal, regional and historical dimension» at the International scientific symposium «A century of humanitarian education at Saratov State University: a dialogue of times – past, present and future» dedicated to the 100th anniversary of humanitarian education in SSU; 2017 October 25; Saratov, Russia]. Saratov: Saratovskii istochnik; 2017. p. 89–92. Russian.
- Anikin LS. [The return of forgotten names: S. Z. Katsenbogen]. In: Shakhmatova NV, editor. Sotsiologiya zhizni: preemstvennost’ i razvitie issledovatel’skikh traditsii [Sociology of life: continuity and development of research traditions]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta; 2010. p. 5–12. Russian.
- Lapina IA. Solomon Zaharovich Katzenbogen: at the forefront of cultural revolution. In: Mel’tsin MO, Parizhskii SG, editors. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Evrei Evropy i Blizhnego Vostoka: kul’tura i istoriya, yazyki i literatura»; 22 aprelya 2018 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya [Proceedings of the International scientific conference «Jews of Europe and the Middle East: culture and history, languages and literature»; 2018 April 22; Saint Petersburg, Russia]. Saint Petersburg: Petersburg Institute of Judaism; 2018. p. 160–176. (Works on Judaica; series «History and Ethnography»). Russian.
- Naboichenko SS. [Katsenbogen Solomon Zakharovich]. In: Naboichenko SS. Istoriya vysshei shkoly Sverdlovskoi oblasti [History of the higher school of the Sverdlovsk region]. Ekaterinburg: Izdatel’stvo «AMB»; 2013. p. 129. Russian.
- [Katsenbogen Solomon Zakharovich]. In: Mazur VA, compiler. Ural’skii gosudarstvennyi universitet v biografiyakh [Ural State University in biographies]. Podchinenov AV, editor. 3rd edition. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta; 2010. p. 398. Russian.
- Popov MV, Suvorov MV. Training of teachers in Sverdlovsk in the late 1930s and early 1940s. Pedagogical Education in Russia. 2014;7:155–161. Russian.
- Igoshev BM, Bulakh VN. Stranitsy istorii aspirantury SGPI – UrGPU (1943–2013) [Pages of the history of graduate school Saratov State Pedagogical Institute – Ural State Pedagogical University (1943–2013)]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2013. 124 p. Russian.
- Sushkov AV. «Manpower policy determines everything!»: I. V. Stalin’s manpower policy and leaders of Sverdlovskaya region in the second half of 1930s. In: Aktualizatsiya istoricheskogo znaniya i istoricheskogo obrazovaniya v sovremennom obshchestve. Ezhegodnik. XVII Vserossiiskie istoriko-pedagogicheskie chteniya. Chast’ 2 [Actualization of historical knowledge and historical education in modern society. Yearbook. 17th All-Russian historical and pedagogical readings. Part 2]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2013. p. 265–278. Russian.
- Suvorov MV. [The fate of Idel Abramovich Perel – head of the Ural (Sverdlovsk) department of public education in 1927–1937]. In: Sotsial’naya sfera na Urale vo vtoroi polovine XIX – pervoi polovine XX vv. v litsakh [The social sphere in the Urals in the second half of the 19th – the first half of the 20th centuries in faces]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2019. р. 151–162. Russian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. История

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).