Педагог-ученый С. З. Каценбоген и Свердловский государственный педагогический институт в 1935–1946 гг.

  • Михаил Валерьевич Попов Уральский государственный педагогический университет, пр. Космонавтов, 26, 620017, г. Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-1451-266X
  • Максим Викторович Суворов Уральский государственный педагогический университет, пр. Космонавтов, 26, 620017, г. Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0001-5390-8758

Аннотация

История высшей школы в России и ближнем зарубежье неразрывно связана с деятельностью представителей вузовской администрации, их преподавательской и научной активностью. Именно они были проводниками государственной политики в сфере высшего образования. В 1920–40-х гг. в высших учебных заведениях СССР учебная и научнаяработа в большой степени зависела от изменения общественно-политической обстановки в стране. Это нашло своеотражение в судьбе тех, кто стоял во главе вузовского управления. Исследование политической и профессиональнойактивности руководящих кадров советских вузов позволит дать правильную оценку их деятельности как администраторов, педагогов и ученых. В этом смысле изучение судьбы Соломона Захаровича Каценбогена – социолога, философа,педагога и вузовского руководителя – приобретает особый интерес и актуальность. Поводами для публикации могутслужить также 100-летний юбилей со дня открытия Белорусского государственного университета и 90-летие созданияСвердловского государственного педагогического института (ныне – Уральский государственный педагогический университет). Статья посвящена деятельности С. З. Каценбогена в период изменений в общественно-политической жизни,происходивших в СССР во второй половине 1930-х – 1940-е гг. Впервые целенаправленно исследуется его профессиональная активность как преподавателя и администратора в уральских вузах, прежде всего в Свердловском пединституте. Делаются попытки анализа политических настроений и поведения Соломона Захаровича в условиях сталинскогорежима, явившихся следствием необоснованных обвинений в его адрес: мнительность и недоверие к коллегам, снижение научной активности из-за боязни критики по политическим мотивам. В то же время авторы приходят к выводу о положительном вкладе профессора в совершенствование вузовской работы на Урале (новаторство в организациипланирования научной деятельности высших учебных заведений, создание системы контроля со стороны заведующихкафедрами и администрации за проводимыми преподавателями занятиями). В условиях массовых репрессий Соломон Захарович не стал клеветником и карьеристом, он искренне верил, что благодаря своему добросовестному трудуи нравственному поведению в конечном итоге добьется снятия с него партийных взысканий. Именно так оценивалипрофессора его коллеги – работники уральских вузов, но реабилитации от партийных чиновников С. З. Каценбоген таки не дождался. Судьба профессора С. З. Каценбогена во многом типична и ярко характеризует историческую обстановкув стране в период сталинского правления. В связи с этим цель настоящей статьи – выявить последствия воздействияполитических факторов и особенностей общественной жизни в 1935–1946 гг. на деятельность вузовского руководителя,ученого и педагога. С другой стороны, мы пытались вести исследование в рамках историко-антропологического подхода, где человек выступает как действующее лицо истории, социальный фактор, носитель определенной политическойкультуры, менталитета. Для достижения цели и решения поставленных задач важное значение имеет расширение источниковой базы исследования в результате открытия ряда архивных материалов, ранее недоступных для историков.

Биографии авторов

Михаил Валерьевич Попов, Уральский государственный педагогический университет, пр. Космонавтов, 26, 620017, г. Екатеринбург, Россия

доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры истории России Института общественных наук

Максим Викторович Суворов, Уральский государственный педагогический университет, пр. Космонавтов, 26, 620017, г. Екатеринбург, Россия

кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры истории России Института общественных наук

Литература

  1. Maksimchik AN. Little known pages of biography and activities of professor S. Z. Katsenbogen (1889–1946). Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2017;2:65–86. Russian.
  2. Pokatov DV, Anikin LS. Memory and honor: Solomon Zakharovich Katsenbogen. To the 130th anniversary. Journal of the Belarusian State University. History. 2020;1:95–98. Russian.
  3. Pokatov DV, Anikin LS. Replica. S. Z. Katsenbogen: «Living contrary to circumstances». In: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sotsial’nyi konflikt: sotsietal’noe, regional’noe i istoricheskoe izmerenie» v ramkakh Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma «Stoletie gumanitarnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom universitete: dialog vremen – proshedshego, nastoyashchego i budushchego», posvyashchennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU; 25 oktyabrya 2017 g.; Saratov, Rossiya [Proceedings of the International scientific and practical conference «Social conflict: societal, regional and historical dimension» at the International scientific symposium «A century of humanitarian education at Saratov State University: a dialogue of times – past, present and future» dedicated to the 100th anniversary of humanitarian education in SSU; 2017 October 25; Saratov, Russia]. Saratov: Saratovskii istochnik; 2017. p. 89–92. Russian.
  4. Anikin LS. [The return of forgotten names: S. Z. Katsenbogen]. In: Shakhmatova NV, editor. Sotsiologiya zhizni: preemstvennost’ i razvitie issledovatel’skikh traditsii [Sociology of life: continuity and development of research traditions]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta; 2010. p. 5–12. Russian.
  5. Lapina IA. Solomon Zaharovich Katzenbogen: at the forefront of cultural revolution. In: Mel’tsin MO, Parizhskii SG, editors. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Evrei Evropy i Blizhnego Vostoka: kul’tura i istoriya, yazyki i literatura»; 22 aprelya 2018 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya [Proceedings of the International scientific conference «Jews of Europe and the Middle East: culture and history, languages and literature»; 2018 April 22; Saint Petersburg, Russia]. Saint Petersburg: Petersburg Institute of Judaism; 2018. p. 160–176. (Works on Judaica; series «History and Ethnography»). Russian.
  6. Naboichenko SS. [Katsenbogen Solomon Zakharovich]. In: Naboichenko SS. Istoriya vysshei shkoly Sverdlovskoi oblasti [History of the higher school of the Sverdlovsk region]. Ekaterinburg: Izdatel’stvo «AMB»; 2013. p. 129. Russian.
  7. [Katsenbogen Solomon Zakharovich]. In: Mazur VA, compiler. Ural’skii gosudarstvennyi universitet v biografiyakh [Ural State University in biographies]. Podchinenov AV, editor. 3rd edition. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta; 2010. p. 398. Russian.
  8. Popov MV, Suvorov MV. Training of teachers in Sverdlovsk in the late 1930s and early 1940s. Pedagogical Education in Russia. 2014;7:155–161. Russian.
  9. Igoshev BM, Bulakh VN. Stranitsy istorii aspirantury SGPI – UrGPU (1943–2013) [Pages of the history of graduate school Saratov State Pedagogical Institute – Ural State Pedagogical University (1943–2013)]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2013. 124 p. Russian.
  10. Sushkov AV. «Manpower policy determines everything!»: I. V. Stalin’s manpower policy and leaders of Sverdlovskaya region in the second half of 1930s. In: Aktualizatsiya istoricheskogo znaniya i istoricheskogo obrazovaniya v sovremennom obshchestve. Ezhegodnik. XVII Vserossiiskie istoriko-pedagogicheskie chteniya. Chast’ 2 [Actualization of historical knowledge and historical education in modern society. Yearbook. 17th All-Russian historical and pedagogical readings. Part 2]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2013. p. 265–278. Russian.
  11. Suvorov MV. [The fate of Idel Abramovich Perel – head of the Ural (Sverdlovsk) department of public education in 1927–1937]. In: Sotsial’naya sfera na Urale vo vtoroi polovine XIX – pervoi polovine XX vv. v litsakh [The social sphere in the Urals in the second half of the 19th – the first half of the 20th centuries in faces]. Ekaterinburg: [s. n.]; 2019. р. 151–162. Russian.
Опубликован
2020-04-28
Ключевые слова: высшее образование, Урал, вторая половина 1930-х – первая половина 1940-х гг., политические взгляды, научно-преподавательская деятельность, вузовский руководитель, ученый, педагог, идеологический контроль, партийно-советское руководство, сталинские репрессии
Как цитировать
Попов М. В., Суворов М. В. Педагог-ученый С. З. Каценбоген и Свердловский государственный педагогический институт в 1935–1946 гг. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. 2. СС. 80-90.