Художественный эксперимент как основа повествования в романе У. Марча «Рота К»

  • Зоя Ивановна Третьяк Полоцкий государственный университет им. Евфросинии Полоцкой, пер. Стрелецкий, 4, 211415, г. Полоцк, Беларусь

Аннотация

Рассматривается роман У. Марча «Рота К», посвященный опыту американца на Первой мировой войне. Отмечается дискретность повествования, в котором рассказы 113 персонажей-пехотинцев приобретают художественную целостность посредством создания так называемого коллективного героя – литературного субъекта, обобщающего отдельные мелкие комплементарные эпизоды человеческого существования в годы войны, что позволяет писателю комплексно подойти к воплощению глобального вооруженного конфликта. Исследуются типологические параллели с западноевропейской прозой о событиях 1914 –1918 гг. Подчеркивается антивоенный пафос произведения, предопределенный биографией У. Марча как военного. Анализируются смысловые доминанты повествования (создание и уничтожение письма, адресованного матери убитого; казнь пленных немцев; смерть солдата, избавившегося от знаков отличия ради сохранения права на анонимность). Обращается внимание на эксперименты автора со словом, которое должно адекватно передать звуковой образ боя или чувства человека, пережившего газовую атаку.

Биография автора

Зоя Ивановна Третьяк, Полоцкий государственный университет им. Евфросинии Полоцкой, пер. Стрелецкий, 4, 211415, г. Полоцк, Беларусь

доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры мировой литературы и иностранных языков гуманитарного факультета

 

Литература

  1. Gandal K. War isn’t the only hell: a new reading of World War I American literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press; 2018. 274 p.
  2. Matsen WE. The Great War and the American novel: mimesis and craft in selected fiction of Dos Passos, Boyd, March, and Hemingway [dissertation]. Grand Forks: University of North Dakota; 1990. 228 p.
  3. Donnelly T. Vogue diagnosis: the functions of madness in twentieth-century American literature [dissertation]. Eugene: University of Oregon; 2012. 360 p.
  4. Eilefson SL. The trauma thesis: medical and literary representations of psychological trauma in the twentieth century [dissertation]. Chicago: Loyola University of Chicago; 2015. 282 p.
  5. Lundberg D. The American literature of war: the Civil War, World War I, World War II. American Quarterly. 1984;3:373–388.
  6. Trout S. William March’s «Company K»: history, memory, and metafiction. First World War Studies. 2021;12:219–237. DOI: 10.1080/19475020.2022.2046481.
  7. Cobley E. Representing war. Form and ideology in First World War narratives. Toronto: University of Toronto Press; 1993. 261 p.
  8. March W. Company K. New York: Arbor House; 1984. 212 p.
  9. Lanoux A. [Henri Barbusse, or Trial by fire]. In: Barbusse H. Ogon’ [Fire]. Parnakh V, Moiseenko OV, translators. Moscow: Nauka; 1985. p. 439 –446. Russian.
  10. Plenkov O. [Notes on the diaries of the eternal nonconformist]. In: Junger E. Gody okkupatsii (aprel’ 1945 – dekabr’ 1948) [Years of occupation (April 1945 – December 1948)]. Streblova IP, translator. Saint Petersburg: Vladimir Dal’; 2007. p. 5– 42. Russian.
  11. Nedoseikin M. Roman L.-F. Selina «Puteshestvie na krai nochi»: chelovek v mire [L.-F. Céline novel «Journey to the end of the night»: a person in the world]. Moscow: Nauka; 2006. 222 p. Russian.
  12. Klein HM. Introduction. In: Klein HM, editor. The First World War in fiction. New York: The Macmillan Press Ltd; 1978. p. 1– 9.
Опубликован
2024-02-16
Ключевые слова: Первая мировая война, американская литература, модернизм, У. Марч, комплементарность, коллективный герой
Как цитировать
Третьяк З. И. Художественный эксперимент как основа повествования в романе У. Марча «Рота К» // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2024. 1. СС. 15-20.