Отражение культа святого Гавриила Слуцкого в нарративах рубежа XIX–XX вв.
Аннотация
Рассматривается политико-символический аспект культа святого Гавриила Слуцкого в конце XIX – начале XX в. На основании анализа комплекса источников, имеющих разное происхождение (публицистика, агиография, гимнография), репрезентируются три нарративные традиции восприятия фигуры мученика: гродненская, минская и условно выделяемая антиеврейская, к которой чаще всего обращаются исследователи культа святого. Изучаются генезис каждой из традиций и их взаимосвязь. Обосновывается точка зрения, согласно которой в указанный период на землях Гродненской и Минской епархий Гавриил воспринимался как святой, утверждающий принадлежность населения данных территорий к православной церкви. Отмечается, что гродненская и минская нарративные традиции не конкурировали между собой и дополняли друг друга. Они почти не пересекались с антиеврейским нарративом, который конструировался отдельными радикально настроенными публицистами из других регионов Российской империи.
Литература
- Kizenko N. Blood accusation and Orthodox liturgy in the Russian Empire before and after the Beilis Case. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2020;36(1):179–195. Russian. DOI: 10.21638/spbu17.2020.115.
- Panchenko AA. [On the study of the «Jewish theme» in the history of Russian literature: the plot of a ritual murder]. Novoe literaturnoe obozrenie. 2010;4:79–113. Russian.
- Kuryłowicz A. Kult świętego męczennika Młodzieńca Gabriela. Elpis. 1999;1:213–241. DOI: 10.15290/elpis.1999.01.13.
- Sosna G. Święte miejsca i cudowne ikony. Prawosławne sanktuaria na Białostocczyźnie. Białystok: Wydawnictwo Orthdruk; 2001. 401 s.
- Kravetskii AG. Hate speech and church Slavonic literature. History of the editing of liturgical books. Slavic Studies. 2023;2:31–46. Russian. DOI: 10.31857/S0869544X0025350–8.
- Węgrzynek H. Blood libel accusations in Old Poland (mid-16th – mid-17th centuries). In: World Union of Jewish Studies. Proceedings of the 12th World congress of Jewish studies; 1997 July 29 – August 5; Jerusalem, Israel. Jerusalem: World Union of Jewish Studies; 1997. p. 121–127.
- Staliunas D. Enemies for a day: antisemitism and anti-Jewish violence in Lithuania under the Tsars. New York: CEU Press; 2015. 283 p.
- Kochegarov KA. The Kievan metropolia, prince Jeronime Radzivill, and the nominatin of David Nischinsky as the archimandrite of Slutzk in 1755. Istoricheskii vestnik. 2020;33:110–137. Russian.
- Kochegarov KA. Mikhail Kozačinski and his appointment as an archimandrite of the Slutsk holy trinity monastery. 1748–1749. Roczniki Humanistyczne. 2022;70(2):69–87. Russian. DOI: 10.18290/rh2272.5.
- Avrutin E. Velizhskoe delo. Ritual’noe ubiistvo v odnom russkom gorode [The Velizh affair. The ritual murder in a Russian town]. Glebovskaya AV, translator; Znayesheva IV, editor. Saint Petersburg: BiblioRossika; 2020. 239 p. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).